Этап чемпионата Беларуси по автокроссу должен был состояться в Орше в августе, но был перенесен на начало октября 2025 года. Была вероятность, что погода преподнесет сюрприз, но нам снова повезло- в первый день проведения заездов 4 октября стояло солнце! Это создавало хорошее настроение, несмотря на различные казусы, происходившие в первый день соревнований. Позади этапы в Борисове, Гродно, Новолукомле…


Трасса в Орше для значительной части пилотов выдала «на гора» неприятностей с подвеской, так как в некоторых местах был жесткий переход и сильный удар по подвеске. Это часто приводило к поломке рычагов, приводов, выходу из строя в первую очередь багги. Кузовам тоже доставалось, но не в такой мере.

Квалификационные заезды начались с эпичного кульбита, который совершил россиянин Дмитрий Никитин (№85), выступавший классе багги Д3 Спринт. В процессе заездов в поворотах стали образовываться колеи и это давало упор колесам, что приводило иногда к езде на двух колесах… Именно в таком повороте оказался Дмитрий Никитин на высокой скорости, что привело к взлету багги в воздух, кульбиту и после вращения вокруг своей оси приземлению снова на колеса!!! Дмитрий после этого смог запустить двигатель и продолжить заезд! Вообще этап в Орше отметился бурными эмоциями пилотов, которые иногда плескали через край. Это привело к подаче протестов, чтобы все результаты были «по чесноку». Но это было немного позже… А пока впереди всех ожидала хорошая погода и большое количество зрителей, разместившихся вокруг трассы на возвышенности.



Традиционно после тренировок и квалификации состоялось официальное открытие, где выступили также представители Оршанского спорткомитета и от российских пилотов сказал небольшую речь Максим Левенков. После прослушивания гимна и официального открытия все спортсмены стали готовиться к заездам. В первый день соревновались участники двух классов- Д1 (монопривод и объем двигателя до 1600 см куб) и багги Д3 Спринт (монопривод).
На старте участники класса Д1


Первыми выехали на трассу участники класса Д1, которых оказалось восемь- Виталий Ододюк (№55), Алексей Корсаков (№17), Алексей Козловский (№26), Артем Брусянин (№45), Андрей Минич (№44), Александр Латышев (№78) Дмитрий Чачин (№94) и Константин Бумай(№33). Уже со старта завязалась упорная борьба, где Алексею Корсакову пришлось бок о бок входить в первый поворот с Константином Бумаем. Пытаясь вытеснить Корсакова с траектории в бруствер, Константин сам оказался жертвой борьбы!


Следовавшие следом и пытавшиеся проскочить Минич и Ододюк оказались в этом замесе, где удар получил автомобиль Бумая и остался в бруствере! В свою очередь развернуло Минича, в которого влетел Виталий Ододюк! Туда же попал и Александр Латышев! Пришлось давать задний ход и разъезжаться…Но Латышеву уже было не суждено закончить даже первый круг- сход. Не одолел последний 9- ый круг и Дмитрий Чачин. Победу праздновал в этом заезде Алексей, вторым приехал Виталий Ододюк, а третьим Андрей Минич.




Второй финальный заезд этого класса начался с резкого спурта Алексея Корсакова, который не стал испытывать судьбу еще раз, а сразу ушел в отрыв, оставив задачу соперникам выяснять кто из них будет вторым и третьим… По мере прохождения заезда начались выбывания из борьбы. На третьем круге сошел Чачин, на седьмом неожиданно сходит и лидер заезда- Корсаков из – за поломки привода!

Тем самым он открыл путь к победе Виталю Ододюку, который и воспользовался этой ситуацией в полной мере. Ему пытался оппонировать Андрей Минич, но не получилось. Также не смог финишировать и Артем Брусянин, остановившись на восьмом круге. Финишный флаг тройка лидеров пересекла в следующем порядке: Ододюк, Минич, Латышев. Кстати, Латышев буквально вырвал на финише третью позицию у Козловского под аплодисменты своих болельщиков.






По сумме двух заездов победителем этапа в классе Д1 должен был стать Виталий Ододюк…Второе и третье места должны были бы занять Андрей Минич и Алексей Корсаков…Должны…но в этот раз все пошло не как обычно. Андрей Минич подал протест на соответствие техтребованиям целой команды из Витебска! В список попали Ододюк, Корсаков, Никитин и Латышев… Для выяснения этого соответствия всем им были опломбированы моторы и решено вызвать из Минска руководителя техкомитета БАФ для проведения проверки! Проверка была назначена на второй день после завершения заездов во всех классах. Однако команда отказалась в полевых условиях вскрывать двигатели, предложив провести проверку в Витебске на СТО. Согласия достигнуто не было, поэтому команда отказалась давать машины для вскрытия и согласилась с аннулированием результатов! Забегая вперед, награждения в классе Д1 по итогам этапа в Орше так и не состоялось… Видимо, будет аннулирование в списке участников, отказавшихся предоставить на вскрытие моторов, а соответственно, поднимутся на их места другие пилоты. Но об этом узнаем позже.
Багги Д3 Спринт — белорусы берут не числом!


В первый день соревновались и участники класс багги Д3 Спринт, где численное преимущество имели российские пилоты-5/3. Среди спортсменов этого класса были: белорусы-Дмитрий Федосеев (№88), Александр Царковский (№71), Андрей Бычков (№96) и россияне- Артем Тумарев (№27), Денис Бегченков (№81)Ю Вячеслав Коцюба (№81), Дмитрий Никитин (№85) и Александр Никитин (№50).

Присутствие россиян всегда делает соперничество на трассе особенно интересным. Но в этот раз счастье оказалось на стороне белорусов. Уже в ходе тренировки и квалификации начались проблемы у Бегченкова- багги не выдерживало всех «буераков» на трассе и начинало «трещать по швам»… Денис предпринимал попытки восстановить к финальным заездам, но успеха это не принесло. А ведь он в этом году был победителем одного из этапов! Минус один серьезный конкурент. Дальше- больше!

Вячеслав Коцюба отлично проехал квалификацию и имел все шансы стать победителем… Но все пошло по какому- то другому плану. После старте впереди оказывается Вячеслав… Но с каждым кругом участников заезда становилось все меньше! На втором круге сходит Александр Никитин, на четвертом останавливается и багги Дмитрия Никитина! Шесть кругов смог одолеть в борьбе с соперниками Вячеслав Коцюба, но и он вынужден был остановиться!

После этого в лидеры выходит Андрей Бычков- дебютант этого года! Но его очень методично прессингует опытный Дмитрий Федосеев. В итоге находит лазейку для обгона и первым финиширует! Втрой на финише Андрей Бычков, что тоже не так уж и плохо… А третьим оказывается так белорус Александр Царковский. Россиянину Артему Тумареву, снова «подложила свинью» его техника—выбило вторую передачу и бороться стало невозможно…

Второй заезд класса багги Д3 Спринт уже на старте не досчитался троих – выбыли Никитины и Коцюба. Тумарев, несмотря на проблемы с КПП, решил снова появиться на старте и ждать пока кто- нибудь из соперников вдруг не доедет до финиша… Второй старт выигрывает Бычков, но уже со старта его не отпускает Федосеев. Он как тень следовал круг за кругом вслед за лидирующим молодым пилотом и дождался! Андрей не выдержал такой плотной опеки, ошибся и на пятом круге вылетел на бруствер, где его багги и стала на время местной достопримечательностью. Зрители спешили сделать фото рядом с багги, даже посидеть в кокпите! Денис Бегченков, восстановивший багги ко второму заезду, снова оказался не у дел, проехав всего 2 круга. Артем Тумарев не доехал до финише 1 круг и стал третьим в заезде. Но этого не хватило, чтобы стать третьим по итогам этапа.





По ходу заезда Александр Царковский вытворял невероятные для багги чудеса- его дважды раскручивало в повороте, где ему удавалось четко выполнить разворот перед зрителями на 360 градусов и далее следовать «по намеченному маршруту»! Позабавил зрителей и судей! Финишный флаг первым увидел Дмитрий Федосеев, которого аплодисментами встречала его команда вместе с женой! Вторым сумел добраться на финиш Царковский под возгласы своих болельщиков. А третьим…Андрей Бычков, который сумел оказаться в тройке лидеров.

По итогу дня впервые на первой ступени оказался Дмитрий Федосеев, над которым «шефство» взял чемпион 2024 года Арсений Статкевич, завершивший свою карьеру. Второе место у Александра Царковского, который сиял от радости. Третьим место на этот раз довольствовался Андрей Бычков.
После окончания заездов спортсмены каждый занялся своим делом- кто- то принимать поздравления, а кто- то спешно готовить машины к завтрашнему дню…
О том, как прошли заезды во второй день в классах «Национальный», Д2 и Супер багги читайте в следующем материале.
Шевченко Анатолий
Фото автора




