Зарплаты в транспортной и логистической сфере растут – это общемировая тенденция. Директор компании представителя «Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси» Татьяной Солдатенко рассказала, в чем причины повышения стоимости оплаты труда, чем это чревато для бизнеса (спойлер – не все радужно) и как компаниям реально прямо сейчас сократить издержки на перевозки.
Международная Ассоциация управления цепочками поставок (ASCM) опубликовала результаты своего опроса работников логистической сферы об уровне зарплат в 2023 году. Данные показывают, что оплата труда в транспортной отрасли США в прошлом году выросла примерно на 4%. В Европе у 81% принявших участие в опросе зарплаты подросли минимум на 5%, у 26% – прирост составил более 15%. Вместе с тем крупнейшая рекрутинговая российская компания Antal Talent обнародовала свою аналитику по России. Данные впечатляют: у россиян, занятых в логистической и транспортной отраслях, в 2023 зарплаты выросли на 40%. Беларусь в этом отношении ближе к Западу. По данным Белстат, зарплаты в транспортной отрасли в прошлом году в среднем выросли на 13,7%. А в январе-апреле 2024 прирост составил 9,6%, по сравнению с тем же периодом прошлого года.
Причина – в кадровом голоде
“Примечательно, что в начале июня появилась информация о том, что с весны в крупных транспортных компаниях Литвы и Польши сильно упали зарплаты – снижение до 35%. Этой информацией в сети поделились дальнобойщики, работающие в указанных странах. По их мнению, основной причиной такого падения стоимость труда стал наплыв дешевой рабочей силы из Индии, Африки, с островов Тихого океана. И это в то время, когда общемировая тенденция, коснувшаяся и Беларуси, и России, – именно острый дефицит кадров”, – отмечает Татьяна Солдатенко.
По словам эксперта, причины роста зарплат кроются как раз в кадровом голоде: чтобы конкурировать на рынке и быть привлекательными для сотрудников, компаниям приходится повышать зарплаты. Ситуация с Литвой и Польшей наглядно демонстрирует законы конкуренции: как только на рынке появляется больше соискателей, зарплаты ползут вниз. Но проблема шире, чем кажется: острая нехватка кадров коснулась не только водителей, но и практически всех специалистов отрасли – от работников склада до логистов. Последствия роста оплаты труда, на который накладывается еще и удлинение объездных путей и перестраивание логистических цепочек, – удорожание стоимости грузоперевозок. Так, по данным “Биржи грузоперевозок ATI.SU” в первом квартале 2024, по сравнению с аналогичном периодом прошлого года, цены на импортные автомобильные грузоперевозки Беларуси подросли на 7%, экспортные – на 20%.
Как снижать издержки?
Но цены на перевозки не могут расти бесконечно. Перед компаниями встает вопрос, как перекрывать возросшие расходы?
“Для того, чтобы остаться на плаву и иметь возможность конкурировать и на рынке работодателей, и на рынке поставщиков услуг, компаниям необходимо сокращать издержки на перевозки. Самый рациональный способ сделать это сейчас – автоматизировать все, что только можно автоматизировать. И в первую очередь, в условиях нехватки специалистов, – обратить внимание на те бизнес-процессы, где можно полностью или частично сократить долю ручного труда”, – считает Татьяна Солдатенко.
Вместе с экспертом выделили 7 логистических бизнес-процессов, использование цифровых технологий в которых позволяет существенно сэкономить.
Электронный документооборот экономит до 50-70% времени сотрудников при работе с документами, которые внушительной стопкой сопровождают каждую перевозку. Экономия отражается в затратах на бумагу и другие канцелярские товары, на аренду площадей для хранения, на услуги курьеров и почты. К тому же, это уже фактически необходимый элемент в логистическом бизнесе. Уже анонсировано, что использование электронных международных транспортных накладных e-CMR станет обязательным во всех странах ЕАЭС в течение ближайших шести лет. А с 1 мая в Беларуси вступило в силу постановление, позволяющее обмениваться электронными товаросопроводительными документами при трансграничной торговле – их теперь можно использовать в виде электронной товарной накладной при автомобильной перевозке товаров за пределы Беларуси.
Выбор исполнителя заказа – эту работу можно оцифровать по-разному, сэкономив свое время. Когда заказ уже получен, можно, например, устроить аукцион на собственной площадке в рамках биржи грузоперевозок или автоматически переправить его определенному партнеру из пула доверенных перевозчиков.
Поиск новых партнеров – пополнение базы проверенных перевозчиков отнимает много времени, если делать это вручную. Гораздо быстрее и эффективнее это можно организовать в рамках одной онлайн-площадки, где уже есть ряд вспомогательных инструментов для настройки поисковых запросов. Кроме того, умные сервисы бирж грузоперевозок помогают сразу же проверять на добросовестность всех новых перевозчиков и отслеживать изменения информации о старых, чтобы определить надежность потенциального исполнителя за несколько минут. Это повышает безопасность перевозок: случаи мошенничества на рейсах, кражи грузов всё еще встречаются.
Отслеживание процесса перевозки – сервисы SMS- или GPS-мониторинга позволяют контролировать всю перевозку онлайн через приложение, установленное на смартфон, не отвлекая при этом сообщениями и звонками водителя. Однако ставить целого сотрудника на то, чтобы он безотрывно смотрел в монитор, отслеживая маршрут, в нынешних условиях настоящее расточительство. Поэтому рационально использовать те сервисы, где для мониторинга поездок используются самообучающиеся алгоритмы. В случае, если искусственному интеллекту что-то покажется подозрительным, он просигнализирует об этом специалисту. Таким образом, необходимость постоянно находится у монитора отпадает.
Расчет стоимости перевозки помогает определить нижнюю границу, до которой уместно торговаться, чтобы не сработать в минус. Сейчас, учитывая планомерный рост ставок, он особенно необходим, чтобы своевременно отслеживать все изменения цен на рынке и владеть актуальной информацией. Современные логистические ИТ-платформы предоставляют сервисы, позволяющие отслеживать цены на перевозку грузов по разным маршрутам, количество предложений по ним, объем, рост или спад грузопотока. То есть пользователь получает полноценную раскладку по актуальным ценам, на которые можно ориентироваться при выставлении стоимости за услуги, а также данные, по которым можно оценить востребованность и перспективность тех или иных направлений.
Генерация отчетов в автоматическом режиме дает возможность быстро получать аналитические данные, накопленные в компании, структурировать их и использовать для оценки эффективности процессов, поиска узких мест, прогнозирования и оптимизации.
Складская логистика – это проблемный момент, учитывая загруженность складов и логистических комплексов в Беларуси. В очередях на загрузку и разгрузку товаров водители проводят много времени. А внедрение сервисов, которые автоматизируют взаимодействие логистических центров и перевозчиков, избавляют водителей от ожидания. В прошлом году мы запустили сервис для складов “Временные окна”, который позволяет организовать электронную очередь и заранее бронировать нужные временные слоты. Их внедрение помогает сократить время ожидания в очередях с нескольких часов до 20 минут.
***
Автоматизация и цифровизация процессов в компании – это возможность не только снижать издержки и существенно экономить, но и находить новые точки роста для бизнеса. А помимо этого, сделать все процессы в компании максимально прозрачными, минимизировать риски мошенничества и ошибок, связанных с человеческим фактором. И логистические платформы постоянно развивают и совершенствуют свой функционал для того, чтобы игроки отрасли могли чувствовать себя уверенно, несмотря на сюрпризы, которые преподносит рынок.
Белорусское представительство «Международной Биржи автомобильных грузоперевозок ATI.SU»