Данные международной “Биржи автомобильных грузоперевозок ATI.SU” за второе полугодие 2024 года демонстрируют существенный рост заявок на импортные перевозки, спрос же на экспортные и внутренние перевозки увеличивается более плавно. Однако по некоторым направлениям наблюдается существенный рост в обе стороны.
Количество заявок на перевозки на внутреннем рынке Беларуси во втором квартале 2024 увеличилось всего на 4%, по сравнению со вторым кварталом 2023-го. Однако данные за первое полугодие показывают более существенный рост: +29%. Ставки остаются стабильными: +7% за второй квартал и всего +1% за первое полугодие, в сравнении с теми же периодами прошлого года.
Количество заявок на экспортные перевозки в первом полугодии 2024 показывает еще более плавный рост: +16%. Основной объем традиционно обеспечивает Россия: +10% во втором квартале и +13% в первом полугодии, по сравнению с теми же периодами прошлого года. Ставки на российском направлении также подросли: +8% за второй квартал и +17% за полугодие.
Однако некоторые направления показывают более внушительную динамику. Так, спрос на перевозки из Беларуси в Казахстан в первом полугодии увеличился на 37%. Польша же и вовсе показала четырехкратный рост.
В импортных перевозках общая динамика выглядит так: количество заявок на перевозки из других стран в Беларусь в первом полугодии 2024-го увеличилось на 72%, по сравнению с тем же периодом 2023-го. Примечательно, что и здесь внушительные цифры демонстрирует Польша: +164% во втором квартале и +101% в первом полугодии. Выросли на Польском направлении и ставки.
“Что касается Польши, то хоть динамика и выглядит внушительной, здесь скорее речь идет о перераспределении европейского грузопотока, чем о реальном увеличении спроса. К началу 2023-го Польша закрыла все кроме одного пункты пропуска на границе с Беларусью. Перевозчики и грузоотправители продолжили работать с ЕС, но переключились на литовские и латвийские маршруты, так как там пересечь границу было проще. Во второй же половине 2023, когда Литва и Латвия тоже сократили количество работающих пунктов пропуска и ввели свои ограничение, осложняющие работу перевозчиков, логистические цепочки вновь пролегли через Польшу. И на фоне резкого снижения в первом полугодии 2023-го, в первой половине 2024-го динамика выглядит так внушительно. А рост ставок – логичное последствие издержек из-за простоев в очередях на границе”, – комментирует директор компании представителя «Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси» Татьяна Солдатенко.
Наибольший объем в импорте, как и в экспорте, по-прежнему обеспечивает российское направление. Здесь мы также видим рост: +56% за второй квартал и +76% за первое полугодие (в сравнении с теми же периодами прошлого года).
Еще более значительную динамику показывают Китай и Казахстан. Количество заявок на перевозки из Китая в Беларусь выросло на 260% за второй квартал и на 174% за первое полугодие, из Казахстана – на 152% за второй квартал и на 144% за первое полугодие.
“Ситуация с ужесточениями в перевозках с Европой оборачивается тем, что игроки рынка все чаще ищут не обходные пути, а новых поставщиков. И находят их в восточном направлении. Этим частично обусловлен такой рост на перевозки из Китая и Казахстана. Что касается Китая, то надо отметить, что взрывной рост спроса на автомобильные перевозки из Китая сейчас наблюдается и в России. И в большей степени это связано с проблемами в перевозках по железным дорогам. Это вынуждает грузоотправителей использовать автомобильный транспорт, который раньше считался не очень рентабельным на этом направлении”, – говорит Татьяна Солдатенко.
Белорусское представительство «Международной Биржи автомобильных грузоперевозок ATI.SU»
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Зарплаты в логистической отрасли повышаются, увеличивая затраты на перевозки. Что делать транспортным компаниям?