Запрет будет действовать на пунктах пропуска как с Беларусью, так и с Россией.
Как сказано в сообщении, чтобы минимизировать риски обхода санкций Евросоюза, Рига во многом синхронизировала ограничения в отношении России и Беларуси. Напомним, с 12 сентября в ЕС, в том числе и в Латвию, уже запрещен въезд на зарегистрированных в России транспортных средствах как через латвийско-белорусскую, так и через латвийско-российскую границу. Граждан Беларуси эта мера до сих пор не касалась. Хотя Министерство юстиции Латвии еще прошлой осенью предлагало расширить меру и против Беларуси. Кроме того, в августе 2023-го Латвия закрыла один из пунктов пропуска на латвийско-белорусской границе.
Запрет на въезд легковых автомобилей не будет распространяться на транспортные средства, предназначенные для использования дипломатическими и консульскими представительствами, в том числе делегациями, посольствами и миссиями при их перемещении.
«С 00:01 16 июля лицам с зарегистрированными в Республике Беларусь транспортными средствами — легковыми автомобилями запрещен въезд в Европейский союз через пункты пропуска Латвия-Беларусь и Латвия-Россия», — приводит агентство сообщение ведомства. Другие лица, путешествующие транспортным средством, зарегистрированным в Беларуси, не смогут въехать с ним в ЕС, пересекая государственную границу Латвийской Республики. Человеку с транспортным средством, зарегистрированным в Беларуси, придется вернуться с пункта пересечения границы в страну, из которой он планировал въехать в Латвию.
В случае отказа лица выполнять указания таможенного органа, в том числе возвращаться в Беларусь или Россию, можно будет принять решение о конфискации транспортного средства в соответствии с нормативными актами таможенной сферы.
Лицам будет разрешено вернуться из ЕС в Беларусь на легковых автомобилях, зарегистрированных в Беларуси, если они не задекларированы как товары и используются только как транспортное средство.
Кроме того, хотим сообщить, что с последними изменениями в законодательстве продлены и запреты на перевозки. Ранее уже было установлено, что любой автотранспортной компании, созданной в Беларуси, запрещено осуществлять автомобильные перевозки грузов, в том числе транзитом, по территории ЕС. С 1 июля 2024 года запрет распространяется также на перевозки грузов на территории ЕС, которые осуществляются автотранспортными предприятиями с использованием зарегистрированных в Беларуси прицепов или полуприцепов, в том числе если тягачи указанных прицепов или полуприцепов — это грузовые автомобили, зарегистрированные в других странах».
Как сообщает onlinebrest.by, в сообщении имеется ссылка на недавно принятый Регламент Совета (ЕС) 2024/1865 от 29 июня 2024 года (действует с 1 июля 2024 года). Между тем указаны возможные исключения из запрета. Кроме упомянутого выше исключения для консульских и дипломатических представительств, могут пропустить автомобиль в следующих случаях:
«5. Компетентные органы могут разрешить на таких условиях, которые они сочтут целесообразными, ввоз в Союз транспортного средства, подпадающего под код CN 8703, не предназначенного для продажи и принадлежащего:
а) гражданину государства-члена или ближайшему члену семьи, проживающему в Беларуси и въезжающему на транспортном средстве в Союз исключительно для личного пользования;
б) гражданину Беларуси, имеющему действующую визу или вид на жительство, разрешающие въезд в Союз, который управляет транспортным средством исключительно для личного пользования.
7. Запрет, предусмотренный в пункте 1, не препятствует регистрации в государстве-члене транспортных средств, уже находящихся на территории Союза по состоянию на 1 июля 2024 года.
8. Запрет, предусмотренный в пункте 1, не распространяется на въезд в Союз транспортного средства, подпадающего под код CN 8703, предназначенного исключительно для гуманитарных целей, в том числе для эвакуации или репатриации лиц или для перевозки пассажиров, имеющих сертификат, выданный государством-членом, подтверждающий тот факт, что они следуют в это государство-член в рамках инициатив по оказанию помощи жертвам стихийных бедствий, ядерных или химических катастроф».