Описание этапов 15-го издания Проекта, которое пройдёт с 10 по 23 июля по маршруту Иркутск — Улан-Батор — Горно-Алтайск.
В 2025 году Международное ралли «Шелковый путь» пройдёт в 15-й раз в истории. Юбилейное издание соединит Россию и Монголию и протянется маршрутом в 4 811,58 км. Ралли-марафон стартует в Иркутске, пройдёт вдоль берега Байкала, по пескам и отрогам каменной Гоби, к вершинам алтайских гор, у подножия которых финиширует в городе Горно-Алтайске.
В общей сложности 100 экипажей отправляются на дистанцию одной из самых экстремальных внедорожных гонок планеты. Различные природные зоны, перепады высот и постоянная смена покрытий — эта гонка бросит участникам самый серьёзный вызов в истории Проекта и станет одной из самых ярких страниц незабываемых приключений.
ИРКУТСК, ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ, РОССИЯ
Второй раз за свою историю ралли «Шелковый путь» возьмёт старт в Иркутске — в 2019 году здесь состоялась торжественная церемония старта 9-го издания. Тогда поприветствовать участников собрались десятки тысяч поклонников автоспорта и приключений, и в этот раз церемония будет ещё более яркой и насыщенной.
Иркутск — сибирский город с душой первопроходца и ритмом большого центра. Основанный в 1661 году как острог на берегу Ангары, он пережил расцвет китайской торговли, стал узлом Транссиба и научным центром с морским уклоном, а после разрушительного пожара 1879 года — символом сибирского возрождения. Сегодня Иркутск объединяет купеческое прошлое, деревянное зодчество, культуру и интеллигентность с современными кварталами, вузами и статусом ворот к Байкалу. Именно отсюда — уже во второй раз — начнётся ралли «Шелковый путь», открывая участникам дорогу к приключениям.
ЭТАП 1 «ИРКУТСК — ИРКУТСК», пролог соревнования
Начало юбилейного 15-го издания ралли пройдёт на Чертугеевском полуострове — здесь, в непосредственной близости к зрителям и болельщикам, начинается большое приключение. Короткая дистанция не означает лёгкую задачу. Узкая трасса пролегает вдоль крутого берега Ангары и отвесных склонов и особенно коварна после дождя. Один неосторожный манёвр — и можно потерять не только секунды.
Дата: 12 июля
Дистанция общая: 34,87 км
Спецучасток: 8 км
Тип покрытия: 100 % грунт
Высота над уровнем моря: 460 м
ЭТАП 2 «ИРКУТСК — БАЙКАЛЬСК»
Спецучасток ведёт по заповедным местам Прибайкальской зоны. Начало — по открытому полю с видом на горную панораму до горизонта. Затем — затяжной подъём на перевал по каменистой узкой дороге. Далее — спуск с переходом на скоростные грейдерные участки. Но расслабляться рано: на 30-м километре спортивной дистанции ещё один перевал и крутой спуск к реке Иркут. Финальный отрезок пройдёт вдоль её берегов — живописный, но коварный. После дождя возможна тяжёлая колея, грязь, местами требуется настоящий трофийный навык. Этап проверит универсальность каждого экипажа.
Дата: 13 июля
Дистанция общая: 256,20 км
Спецучасток: 52,31 км
Тип покрытия: 80 % грунт, 20 % каменистые дороги
Высота над уровнем моря: 450—760 м
БАЙКАЛЬСК, ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ, РОССИЯ
Байкальск — южные ворота к великому озеру Байкал и самый молодой город Иркутской области, выросший в 1960-х как рабочий посёлок при Байкальском ЦБК. Сегодня промышленное прошлое уступило место курортному настоящему: летом город утопает в зелени, а зимой превращается в мекку для любителей активного отдыха. Байкальск привлекает мягким климатом, горнолыжным курортом «Гора Соболиная» на склонах хребта Хамар-Дабан и возможностью круглый год сочетать активный отдых с тишиной Байкала.
ЭТАП 3 «БАЙКАЛЬСК — УЛАН-УДЭ»
От берегов Байкала — в горы. Уже на первых километрах экипажи берут крутой подъём вдоль горной реки. Каменистая поверхность, ручьи, мелкие броды — движение идёт почти разведывательным темпом. Затем — горные тропы по трём перевалам, ошибки здесь непростительны: с обеих сторон — обрывы. Движение по седловине горных хребтов и по узким мостам.
После — резкая смена ритма. Быстрая песчаная дорога, спокойное движение вдоль Гусиного озера. Но и здесь маршрут не даёт расслабиться — твёрдое покрытие сменяется песчаными лесными тропами. Экипажи вновь вынуждены адаптироваться — с каждым километром гонка предъявляет новые требования.
Дата: 14 июля
Дистанция общая: 394,77 км
Спецучасток: 205,11 км
Тип покрытия: 60 % твёрдый каменистый грунт, 30 % грунт, 10 % песчаные дороги
Высота над уровнем моря: 480—1 320 м
УЛАН-УДЭ, РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ, РОССИЯ
Улан-Удэ — сердце Бурятии и перекрёсток цивилизаций, где встречаются русская, бурятская и буддийская культуры. Город вырос у слияния рек Селенги и Уды, стал крупным узлом Транссибирской магистрали и получил имя «Красная Уда» в 1934 году. Сегодня Улан-Удэ — это культурная столица Восточной Сибири с театрами, дацанами, музеями и крупнейшим в мире памятником голове Ленина. Город, соединяющий Россию, Монголию и Китай не только дорогами, но и духом открытости и диалога.
ЭТАП 4 «УЛАН-УДЭ — УЛАН-БАТОР»
Утро начинается с перехода границы: строгое соблюдение всех процедур — залог спокойного старта. Далее — бескрайняя Монголия. Холмистая степь между сопками, сухие русла, сложные повороты. Резать траектории опасно. После — быстрые степные тропы со множественным выбором, но только одна-единственная приведёт к финишу. Густая пыль и фэш-фэш — тончайший песок, проникающий повсюду. Во второй половине этапа — череда подъёмов и спусков, движение среди сосен, спуск в горную лощину и финальный рывок по плато. Этап потребует полной концентрации от штурманов — здесь легко потеряться, даже если кажется, что дорога ясна.
Дата: 15 июля
Дистанция общая: 635,85 км
Спецучасток: 236,79 км
Тип покрытия: 80 % грунт, 20 % твёрдый каменистый грунт
Высота над уровнем моря: 700—1 485 м
УЛАН-БАТОР, СТОЛИЦА МОНГОЛИИ
Улан-Батор — столица Монголии и символ её перехода от кочевой империи к современному государству. Основанный в 1639 году как духовная резиденция Богдо-гэгэна, город прошёл путь от кочующего монастыря до постоянного центра власти и получил имя «Красный богатырь» в 1924 году. Сегодня Улан-Батор — это энергичный мегаполис, где дацаны и древние обряды соседствуют с бизнес-центрами, музеями и фестивалями, отражающими пульс новой Монголии.
ЭТАП 5 «УЛАН-БАТОР — УЛАН-БАТОР», кольцевой этап
Маршрут уводит в живописные районы неподалёку от столицы Монголии. Узкие каменистые тропы среди холмов, подъём на перевал, затем — быстрая секция вдоль реки, где вода отражает небо, как зеркало. Это один из самых красивых этапов гонки!
На трассе возможны встречи с дикими животными. Хищные птицы кружат над склонами, и их стремительные пикирования — не просто украшение пейзажа, они могут повредить лобовые стёкла. Здесь каждый километр требует внимания.
Дата: 16 июля
Дистанция общая: 312,40 км
Спецучасток: 209,55 км
Тип покрытия: 60 % твёрдый каменистый грунт, 20 % песчаные дороги, 20 % грунт
Высота над уровнем моря: 1 100—1 680 м
ЭТАП 6 «УЛАН-БАТОР — БАЯНХОНГОР»
Спортсменов ждёт самый быстрый спецучасток, где на фоне каменистых дорог разыграется настоящая стремительная баталия. Резкие подъёмы и спуски сменяются пересечением сухих русел и оврагов, но несмотря на сложность рельефа, маршрут позволяет удерживать высокий темп. Этот этап станет довольно щадящим для техники — организаторы предусмотрели «передышку» перед надвигающимся марафоном.
Дата: 17 июля
Дистанция общая: 655,35 км
Спецучасток: 385,71 км
Тип покрытия: 100 % твёрдый каменистый грунт
Высота над уровнем моря: 1 150—1 780 м
БАЯНХОНГОР, АЙМАК БАЯНХОНГОР, МОНГОЛИЯ
Баянхонгор — город, расположенный высоко в горах Монгольского Алтая, где сталкиваются суровая Гоби и влажные ветры с Хангая, создавая уникальный климат и ландшафт. Этот край на высоте почти 1 900 метров над уровнем моря сочетает древнюю шаманскую культуру, буддийские традиции и современную провинциальную жизнь. Археологические находки, минеральные источники и музейные коллекции превращают Баянхонгор в точку притяжения не только для туристов, но и для исследователей, открывая загадки древней истории Монголии среди ветров и гор.
ЭТАП 7 «БАЯНХОНГОР — АЛТАЙ», этап-марафон
Команды технической поддержки остаются в Баянхонгоре — экипажи отправляются в путь без привычной поддержки. Перед спортсменами открывается первозданная Монголия: плавные холмы, широкие просторы и сверкающая гладь озера Бооне-Цагаан-Нуур. Пейзаж манит покоем, но за внешним спокойствием прячется сложный рельеф: вдоль берегов — череда сухих ручьёв и оврагов, где каждое неверное движение может стоить времени, требуется филигранное управление техникой.
Затем — резкий переход в каменную пустыню Гоби. Почти 80 километров хода по жёсткому покрытию: открытая местность, скорость и ветер. Ближе к финишу ландшафт становится всё более грубым. Каменистые русла, мелкие скалы и ловушки в самых неожиданных местах потребуют предельной концентрации.
Экипажи постепенно поднимаются на значительные высоты над уровнем моря — разрежённый воздух, дополнительная нагрузка на моторы и, главное, необходимость в конце дня самостоятельно обслужить технику перед второй частью марафона.
Дата: 18 июля
Дистанция общая: 458,28 км
Спецучасток: 300 км
Тип покрытия: 80 % твёрдый каменистый грунт, 20 % дороги с острыми камнями. Устойчив после дождей
Высота над уровнем моря: 1 300—1 850 м
АЛТАЙ, ГОБИ-АЛТАЙСКИЙ АЙМАК, МОНГОЛИЯ
Алтай — самый высокогорный город Монголии, раскинувшийся на высоте 2 181 метр среди суровых красот Гоби в северной части хребта Хан Тайшир. Здесь пустыня встречается с горами, а в разреженном воздухе рождается особая тишина. Символ города — редчайший гобийский медведь Мазаалай, обитающий только в этих местах. Музей Гоби-Алтая хранит следы древней истории — от бронзовых артефактов до современного искусства, напоминая, что Алтай — это не только край ветров, но и точка соприкосновения эпох.
ЭТАП 8 «АЛТАЙ — АЛТАЙ», этап-марафон, кольцевой
Утро начинается со старта по быстрой каменистой пустыне, которая стремительно уводит участников вперёд. За ущельем сухой реки начинается одна из самых ярких частей маршрута — почти стокилометровый песчаный массив с открытыми дюнами.
Пески Завхана переменчивы: золотистые плотные сменяются чёрными вязкими и коварными. Здесь важно не терять ритм — темп решает всё. Объезд этого участка повлечёт за собой суровые пенализации.
Финишная часть — вновь быстрая. Ровные степные дороги, но с пересечениями глубоких оврагов и ямами. Важно сохранять внимание до последнего километра, финиш спецучастка рядом с бивуаком.
Дата: 19 июля
Дистанция общая: 419,99 км
Спецучасток: 339,37 км
Тип покрытия: 50 % твёрдый каменистый грунт, 30 % открытые дюны, 20 % дороги с острыми камнями. Устойчив после дождей
Высота над уровнем моря: 1 360—2 400 м
ЭТАП 9 «АЛТАЙ — ХОВД»
Спецучасток стартует среди скальных отложений. Каменистые извилистые дороги диктуют осторожность — здесь важно не просто ехать быстро, а ехать точно. Ошибки будут стоить дорого. За ними — дюны, словно мираж: короткий участок, но достаточный, чтобы проверить уверенность в своих силах. Затем — скоростной бросок по высокогорному плато, вдоль живописного озера. Пейзажи могут заворожить, но внимание нельзя терять: трёхмерные бугристые дороги с промоинами и каменистыми «зубьями», чередующиеся с прямыми отрезками, будут испытывать подвеску на прочность.
Кульминация дня — движение по едва различимым дорогам в каменистой россыпи и проезд через сухое русло, усеянное острыми камнями. Заключительный марш-бросок станет серьёзным экзаменом для техники.
Дата: 20 июля
Дистанция общая: 510,14 км
Спецучасток: 276,66 км
Тип покрытия: 65 % твёрдый каменистый грунт, 25 % дороги с острыми камнями, 10 % открытые дюны. Устойчив после дождей
Высота над уровнем моря: 1 200—2 000 м
ХОВД, АЙМАК ХОВД, МОНГОЛИЯ
Ховд — один из старейших городов современной Монголии, расположенный на берегу одноимённой реки у подножия Монгольского Алтая. Основанный как ставка Джунгарского хунтайджи в XVII веке, он прошёл через войны, падение империй и освобождение, сохранив руины крепости как немое свидетельство бурной истории. Ховд — это город героев и потомков защитников Монголии, в окружении красивейших высокогорных озёр Хотон и Хурган, где сливаются суровая природа, историческая память и живой патриотизм.
ЭТАП 10 «ХОВД — КОШ-АГАЧ»
Финальный аккорд Монголии. Каменистые трёхмерные дороги выведут участников к предгорьям, где маршрут словно уходит в небо. Высокогорные пейзажи ошеломляют: скальные хребты, нетронутые долины, ощущение полёта. Затем — движение через Долину Озёр и вдоль плотины озера Ачит-Нуур. На выходе — широкое плато со множеством параллельных дорожек. Именно здесь штурманы сыграют ключевую роль — важно не сбиться с верного пути, несмотря на обманчивую простоту рельефа. На финише дня — переход через государственную границу. Караван гонки снова в России.
Дата: 21 июля
Дистанция общая: 515,46 км
Спецучасток: 257,54 км
Тип покрытия: 80 % твёрдый каменистый грунт, 20 % дороги с острыми камнями. Устойчив после дождей
Высота над уровнем моря: 1 200—2 150 м
КОШ-АГАЧ, РЕСПУБЛИКА АЛТАЙ, РОССИЯ
Кош-Агач — степной форпост на высоте, недалеко от границы России и Монголии. Возникший в начале XIX века как ключевой пункт на торговом пути между Россией и находившейся тогда под властью империи Цин Монголией, он и сегодня остаётся перекрёстком культур и границ. Благодаря расположению, малооблачной погоде и спокойной атмосфере, Кош-Агач прекрасно подходит для астрономических наблюдений. Кроме того, это одно из самых солнечных мест в России, что позволило запустить здесь в 2014 году мощную солнечную электростанцию.
ЭТАП 11 «КОШ-АГАЧ — ГОРНО-АЛТАЙСК»
Короткий, но насыщенный этап, способный повлиять на итоговый результат. Горное плато даёт участникам последний шанс проявить всё мастерство: быстрая дорога ведёт среди снежных вершин и горных рек. Впечатляющая красота Алтая сопровождает экипажи до завершения гонки. Переправы через горные ручьи — частые, но неглубокие. Дальше — подъём и резкий переход на каменистые дороги, усеянные острыми камнями. Здесь не прощаются даже малейшие ошибки. Финальный спуск резкий, к пойме реки. По её каменистому берегу трасса уходит на плато, где и расположен финиш скоростного участка. Трасса к финишу этапа идёт по легендарному Чуйскому тракту — одной из самых живописных дорог Евразии.
Дата: 22 июля
Дистанция общая: 598,38 км
Спецучасток: 131,29 км
Тип покрытия: 50 % твёрдый каменистый грунт, 50 % дороги с острыми камнями. Устойчив после дождей
Высота над уровнем моря: 1 700—2 450 м