На протяжении уже нескольких лет минчанин Александр Жук занимается реставрацией ретро автомобилей. Реставратором раритетной автотехники был также его отец Владимир. Офицер в отставке, находясь на пенсии, много времени уделял своему хобби. Особой любовью пользовались у него Москвичи. В середине 70-х, в годы его молодости, у него имелся Москвич-402. К сожалению, сохранить авто не удалось. Но особое отношение к ретро продукции Московского автозавода у Владимира Жука осталось на долгие годы.


“Когда отец умер, мне в память о нем остались несколько восстановленных им автомобилей, в том числе и Москвич-403”, – рассказал Александр Жук.

Судьба данного автораритета могла сложиться менее удачно. В 2018 году Владимир Алексеевич занимался восстановлением Москвича-407 советского производства. Тогда один из его знакомых, сосед по гаражам, предложил ему приобрести на запчасти свою машину – Москвич-403, выпущенную в 1964-м. Обе модели внешне очень похожи, и заводские комплектации их по ряду узлов и агрегатов совпадают.

403-й комплектовался кузовом и двигателем от Москвича-407, а передняя подвеска, рулевой механизм, тормоза, подмоторная рама и щит передка – от перспективного Москвича-408. Педали тормоза и сцепления стали подвесными, а последнее также получило гидропривод. На автомобиле разместили стеклоомыватель и руль новой формы, который впоследствии устанавливался на модели 408, 412 и их модификации.
Увидев предлагаемый экземпляр, его состояние и комплектность, было принято решение сохранить и поставить на ход это автотранспортное средство.
“Отец сказал, что ему очень жалко разбирать такой автомобиль на запчасти, – отметил Александр и добавил: – И мы с отцом приняли решение, что не стоит использовать эту машину в качестве автомобиля-донора“.
Сохранились документы на “автоветерана” и Владимир Алексеевич переоформил в ГАИ ретро автомобиль на себя. К моменту приобретения авто ретро транспорт находился в хорошем техническом состоянии, был практически без ржавчины, и никакие сварочные и другие виды ремонтных работ с ним не проводились.
Кузовные элементы не менялись. Единственное, что потребовалось заменить – оригинальный двигатель, поскольку авто много лет не эксплуатировалось, и никто не знал техническое состояние “движка”.
Москвич-403 полностью разобрали, как говорится, “до винтика”. Все почистили до металла и заново покрасили. По заказу владельца специалисты перешили салон. Для покраски машину тоже отправили мастерам. Они постарались попасть в родной цвет. Им это почти удалось. Изначально машина была голубая, а стала синей.
Все остальное отец и сын делали сами. Реставрация длилась почти год. Ее результатом стало полное восстановление автомобиля в его родной комплектации. На сегодняшний день Москвич-403 находится в полной боевой готовности. За семь лет автотехника проехала всего 2000 км.
“На Москвиче-403 у нас практически никто не ездит. Машина выезжает исключительно на определенные мероприятия”, – подчеркнул Александр.
В нынешнем году автотехника участвовала в трех мероприятиях: “Ретро-Минск-2025”, “Vintageday-2025” и в акции “День безопасности движения”, организованной УВД Мингорисполкома.




Перед первым мероприятием был произведен ремонт. Возникла проблема с тормозной системой. Но, как оказалось, в Минске есть один из лучших в Беларуси специалистов, занимающийся обслуживанием Москвичей. Его так и зовут – Михаил-москвич. Он все отремонтировал и отрегулировал карбюратор. И авто отправилось в путь своим ходом.
P.s. Кроме Москвича-403 от отца также остались полностью отреставрированная “Волга” ГАЗ-21 1966 года выпуска и “Победа” ГАЗ-М20, работу над которой Владимир Алексеевич не успел закончить. Со временем сын планирует ее завершить. А также два мотоцикла Jawa.


А вот Москвич-407 сейчас находится в Эстонии у одного из местных коллекционеров ретро автотехники. У Александра Жука подрастают два сына Алексей и Степан. Может и они, как отец и дедушка, станут заниматься реставрацией раритетной автомобильной техники.
Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото автора и Александра Жука
