Спустя много лет чемпионат Беларуси по автокроссу снова завершился в Витебске. Именно здесь состоялся 5-ый финальный этап чемпионата, который и определил кто станет чемпионом, а кто останется за боротом призовых мест. Усилиями волонтеров и спортсменов возродили трассу, которая заросла за прошедшие годы не только кустарниками, но и деревьями! И как стало известно уже в ходе проведения этапа, руководство района пообещало уже в 2026 году проведение на этой трассе не одного, а двух этапов!


День первый начался с возгорания!
Небольшая разница очков у ряда ведущих спортсменов в разных классах предполагала бескомпромиссную борьбу на трассе. В первый день участники всех классов проходили тренировку и квалификацию. А финальные заезды проводились в два дня- в субботу соревновались классы Д1 (кузова) и багги Д3 Спринт, а в воскресенье три класса- Национальный- 2000, Д2 (кузова) и Супер багги. Уже в ходе квалификации начались неприятности…
Сразу после завершения квалификационного заезда вспыхнула багги лидера чемпионата в классе багги Д3 Спринт Дмитрия Федосеева! Огонь так неожиданно появился, что пилот даже сразу не понял, что у него за спиной огромное пламя! И только благодаря действиям судей и сотрудников МЧС Дмитрия быстро вытащили из кокпита, а багги удалось потушить! Но в моторном отсеке выгорела большая часть проводки и дальнейшее участие Федосеева было под вопросом… А ведь он показал третье время в квалификации и питал надежду выиграть чемпионат. Пока шла подготовка к открытию соревнований команда Дмитрия всем гуртом навалилась исправлять проблему с проводкой, работая в восемь рук! И ребята справились! Но, как показали дальнейшие события, на этом неприятности у Федосеева не закончились…

В других классах квалификацию выиграли: Алексей Корсаков (Д1), Виталий Ододюк (Национальный-2000), Артем Тумарев (багги Д3 спринт), Алексей Тюменцев (Д2), Николай Шерый (Супер багги).
Официальное открытие прошло при огромном стечении зрителей, которые приехали поддержать витебских спортсменов и посмотреть за борьбой ведущих пилотов. Пожалуй, этот этап стал самым массовым по количеству зрителей, несмотря на далеко не лучшие погодные условия! И зрители не пожалели! Борьба получилась, а зрители горячо реагировали на все обгоны и изменения в ходе заездов.

В официальном открытии принял участие представитель местного райисполкома Жарненко Николай Владимирович, который пообещал, что трасса будет теперь задействована и в последующие годы! После представления участников и партнеров мероприятия, были подняты флаги Беларуси и России, прозвучали гимны… А дальше началось…
Класс Д1- спор в одну калитку

Первыми на стартовую позицию выехали участники класса Д1, которым предстояло в двух финальных заездах поставить последнюю точку в личном споре.. Ведь на предыдущем этапе в Орше, награждение в этом классе так и не состоялось по причине подачи протеста на соблюдение автомобилей Корсакова, Латышева и Одадюка техтребованиям БАФ. Спортсмены тогда отказались от вскрытия моторов и получили аннулирование результатов на этапе! Поэтому, этап в Витебске был очень важным для них, ведь снова могли потребовать вскрытия моторов и проведения инспекции…


Старт первого заезда снова прошел под лидерством Алексея Корсакова(№17), который вырвался вперед и возглавил заезд. На третьем круге выбывает из заезда Дмитрий Чачин («94) по техническим причинам. Латышев(№78) вышел на вторую позицию и долго удерживался там, пытаясь приблизиться к лидеру, однако на шестом круге останавливается…

Тем временем Виталий Ододюк (№55) занимает вторую позицию и удерживается там до самого финиша. Третьим на финиш первого заезда в классе Д1 приезжает Андрей Минич (№44), имевший на предыдущем этапе претензии к лидерам. За ним финишируют ветеран автоспорта из Орши- Сергей Альхименко (№100) и Алексей Козловский (№26).




Второй финальный заезд этого класса проходил после заезда участников класса багги Д3 Спринт и была возможность подготовиться, исправить появившиеся неисправности.

На заезд выехало уже меньше участников, так как Дмитрий Чачин стартовать не смог… Картина повторилась- Алексей Корсаков снова возглавил заезд. За вторую позицию боролись Андрей Минич и Виталий Ододюк. Александр Латышев не сумел повторить успешный старт первого заезда и занял только четвертую позицию в пелетоне.



Алексей был настроен только на победу и не дал соперникам возможности обойти себя. Финишный флаг он увидел первым под громкие возгласы своих болельщиков! Вторым прибыл Виталий Ододюк, неделю назад ставший отцом маленькой дочурки! Хороший подарок жене- призовое место в гонке! Третьим снова финишировал Андрей Минич. За ними финишировали Латышев, Козловский и Альхименко…

По итогу этапа места в личном зачете класса Д1 распределились следующим образом:

- Алексей Корсаков (№17)
- Виталий Ододюк (№55)
- Андрей Минич (№44)


Класс багги Д3 Спринт: под знаком российских пилотов


После проведения этапа в Орше, лидером в этом классе стал Дмитрий Федосеев. Но, уже в квалификации загорелся и было поставлено под вопрос его появление в финальном заезде. Тем не менее, команда справилась и в первый финальный заезд выехало все 8 заявленных участников. Среди них было 3 белоруса и 5 россиян.

Заезд этого класса начался с отличного старта россиянина Артема Тумарева (№27), и в первый поворот большая группа спортсменов вошла плотной группой. На втором круге зрители стали беспокоиться- все проехали, а Дмитрия Федосеева все нет…


Оказалось, что уже первый поворот для багги и его владельца стал последним- в пылу борьбы был отправлен на бруствер, что привело к перевороту! Покинув машину, Дмитрий превратился в зрителя, наблюдая как вопрос о его чемпионстве исчезает вместе с остальными участниками за очередным поворотом…

За Артемом Тумаревым устремился витебский пилот Александр Царковский (№71) и долго держался там… Четвертый круг стал последним в заезде для Вячеслава Коцюбы (№8).


Россиянин Денис Бегченков (№81) вынужден был остановиться из – за пробитого радиатора на пятом круге! Ротация мест по ходу заезда стала меняться и вот уже на финише первым приезжает в гордом одиночестве Артем Тумарев, а за ним под аплодисменты своих болельщиков Александр Царковский! Третьим финиширует дебютант чемпионата из Пинска- Андрей Бычков (№96)! Четвертая позиция у Александра Никитина (№50). Пятым увидел клетчатый флаг Дмитрий Никитин (№85).




Второй финальный заезд класса багги Д3 Спринт снова со старта возглавил Артем Тумарев. Удивительно, что в этот раз у Артема багги не подвело и ничего отвалилось и не развалилось! Понимая, что ему светит при определенном стечении обстоятельство чемпионство, он был максимально сконцентрирован. Много дельных советов ему давал опытнейший земляк- Максим Левенков.


Уже вскоре после старта сходит Андрей Бычков- провернуло вкладыши в двигателе! На четвертом круге останавливается Александр Царковский- подвело сцепление! Нужно сказать, что трасса под Витебском была после дождя очень тяжелая и вязкая, поэтому часто спортсмены ехали чуть ли не вслепую, едва угадывая направление в щели как танкисты… А то и вообще, ориентируясь по обочинам трассы.



Это иногда приводило к случайным контактам в ходе заезда. Тем временем, не дотянул до финиша Дмитрий Никитин, остановившись после 5- го круга. На вторую позицию вышел Денис Бегченков, а на третью Вячеслав Коцюба. Дмитрий Федосеев только четвертый, оставивший позади себя Александра Никитина. Финиш, поставивший последнюю точку в этом классе, прошел в следующем порядке: Тумарев, Бегченков, Коцюба, Федосеев, Никитин…



Подведены и итоги чемпионата 2025
Награждение в этих классах проходило на второй день, когда подвели итоги этапа. Впрочем, дотошные спортсмены увидели ошибку в протоколе и вовремя подсказали… Ошибка была исправлена и фактически уже можно назвать не только победителей 5- го этапа в Витебске, а всего чемпионата 2025 года.

Победителем чемпионата в классе Д1 стал Алексей Корсаков (№17), которого первой поздравила с победой его жена! Второе место в этом классе у Андрей Минич (№44), а третье у Виталия Ододюка (№55).

В класс багги Д3 Спринт спорт за звание чемпиона- 2025 перевернул все прогнозы! Первым стал россиянин Артем Тумарев (№27), а вот на второе место претендовали- наш Александр Царковский (№71)и россиянин Денис Бегченков (№81), набравшие одинаковое количество очков! Согласно Общего регламента, где преимущество в определении мест, у того, у кого больше побед и высоких мест на этапах. Таким образом, второе место достается Александру Царковскому, а третьеДенису Бегченкову .
Этап продолжился…
Второй день открытого чемпионата Беларуси по автокроссу в Витебске также прошел при большой поддержке огромного числа зрителей! Погода не отпугнула зрителей, но трассу подмочила основательно… О том, как прошли заезды в классах Национальный- 2000, Д2 и Супер багги читайте в следующем материале.
Шевченко Анатолий Фото автора.


