Кризис возник из-за заморозки поставок микрочипов компанией Nexperia. После того, как в прошлом месяце правительство Нидерландов под давлением администрации Трампа взяло под контроль голландскую компанию Nexperia и уволило его китайского генерального директора, правительство Китая в ответ запретило экспорт чипов этой компании. Решение о передаче компании под контроль голландского правительства было принято 30 сентября, при этом официальные лица сослались на проблемы с интеллектуальной собственностью, связанные с тем, что компания принадлежит китайскому владельцу.
Компания Nexperia сообщила своим клиентам, что больше не может гарантировать надежные поставки полупроводников. Хотя крупнейший завод Nexperia, на котором работают 1600 человек, расположен в Гамбурге, чипы отправляются в Китай для дальнейшей обработки, а затем реэкспортируются на рынки, включая Европу. После экспроприации в Нидерландах китайское правительство запретило экспорт многих компонентов, содержащих чипы Nexperia, что, по данным Nexperia, затронуло около 80% конечной продукции.
Кризис в секторе полупроводников Nexperia серьёзно ударил по автомобильному сектору. Nexperia — ключевой мировой поставщик микросхем, широко используемых в электронных блоках управления для автомобильной электроники. Электромобили особенно зависимы от полупроводников, поскольку содержат более чем вдвое больше микросхем, чем автомобили с двигателями внутреннего сгорания. В 2022 году консалтинговая компания P3 Group сообщила, что в электромобилях обычно используется 1300 микросхем на единицу транспортного средства против 600 в бензиновых или дизельных моделях , причём около половины из них расположены в силовой установке.
В результате кризис Nexperia может повлиять на производство электромобилей сильнее, чем на производство обычных автомобилей. Отсутствие хотя бы одного чипа может помешать сборке всего блока управления или даже всего автомобиля. Автопроизводители и поставщики стремятся диверсифицировать цепочки поставок полупроводников. Однако, даже если тот же тип микросхем доступен у альтернативных поставщиков, утверждение новых поставщиков и налаживание производства могут занять несколько месяцев, в то время как текущих запасов микросхем Nexperia, как ожидается, хватит всего на несколько недель, предупреждает Европейская ассоциация автопроизводителей (ACEA).
Пока неясно, какие поставщики, производители и модели пострадают и в какой степени. Тут же появилась информация, что Volkswagen собирается приостановить производство Golf на своем заводе в Вольфсбурге (Германия) с 29 октября из-за возобновившегося кризиса микрочипов. По некоторым данным, за остановкой производства Golf последует остановка как минимум трёх других моделей, включая Tiguan, Touran и Tayron, также выпускаемых на заводе Volkswagen в Вольфсбурге. Компания не сообщила, на какой срок может быть приостановлено производство.
Автопроизводители, как правило, не закупают полупроводники напрямую у производителей, а закупают готовые компоненты у таких поставщиков, как Bosch, Continental или ZF, которые, в свою очередь, закупают более мелкие компоненты у других поставщиков. Такая многоуровневая цепочка поставок затрудняет немедленную оценку всех масштабов кризиса.
