СТЗ-5 – новый ходовой раритет ИКК “Линии Сталина”

СТЗ-5 – новый ходовой раритет ИКК “Линии Сталина”

3 июля в нашей стране будет отмечаться 80-летие освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Большое праздничное мероприятие, посвященное данному событию, пройдет в этот день и в историко-культурном комплексе “Линия Сталина”. Военные реконструкторы и военнослужащие МО РБ воспроизведут боевые действия знаменитой наступательной операции “Багратион”. Как обычно, в реконструкции будут задействованы различные модели военной техники. Впервые среди них появится и уникальный экземпляр гусеничного тягача СТЗ-5.

Небольшая справка

Шеститонный 4-метровый тягач СТЗ-5 был изготовлен по обычной для артиллерийских тягачей схеме. Впереди располагалась двухместная кабина, где размещались водитель и командир расчета артиллерийского орудия. Между их сидениями находился 52-56-сильный карбюраторный 4-цилиндровый двигатель объемом 7460 см³. Он имел деревянную грузовую платформу с откидными бортами и брезентовым тентом, рассчитанную на перевозку 8 человек (артрасчет).  Его максимальная скорость по шоссе достигала 21,5 км/ч.

“Головастик” (народное название техники) мог перевозить 1,5 тонны груза и работать в составе автопоезда совместной с прицепом массой до 7 т.

СТЗ-5 выпускались на Сталинградском тракторном заводе с 1937 по 1942 гг. Всего было изготовлено почти 10000 единиц такой техники.

Музейный экземпляр

Данный военный раритет летом 1941 года затонул в реке Щара, откуда его в ноябре 2023-го совместно с сотрудниками МЧС и пловцами республиканской федерации подводного спорта  подняли поисковики музея и привезли к себе для реставрации. Не все сразу поверили, что “головастика” можно восстановить. Среди тех, кто думал иначе, оказались исполнительный директор комплекса Александр Метла-младший и специалисты историко-реставрационной группы. Они приступили к работе, в которой, в дальнейшем, большую помощь оказали другие музейные работники, а также частные лица и различные государственные организации – кто денежными средствами, кто – материалами, а кто – работой на безвозмездной основе. Получилось “с миру по нитке”.

СТЗ-5 – новый ходовой раритет ИКК “Линии Сталина” _1
Так выглядел СТЗ-5 после подъема
СТЗ-5 – новый ходовой раритет ИКК “Линии Сталина” _2
Александр Метла-младший дает указания реконструкторам

От машины сохранились гусеницы, катки, кривая, сильно поврежденная рама, частично прочие агрегаты.

“Не было ни кузова, ни кабины. Двигатель и кабина расколоты. Техника сильно пострадала в ходе боевых действий”, – уточнил главный энтузиаст и руководитель данного проекта председатель общественного фонда “Память Афгана” Александр Метла-старший.

СТЗ-5 – новый ходовой раритет ИКК “Линии Сталина” _3
Александр Метла-старший отвечает на вопросы журналистов

Кстати, как отметил сам Александр Михайлович, младший сын Михаил занимался подъемом “участника войны”, а старший сын Александр – восстановлением.

СТЗ-5 – новый ходовой раритет ИКК “Линии Сталина” _4
Михаил Метла (пятый слева) и Александр Метла среди участников мероприятия

Основная нагрузка легла на плечи реставраторов – Александра Микалуцкого, Владимира Якушева и его сыновей Алексея и Максима.

СТЗ-5 – новый ходовой раритет ИКК “Линии Сталина” _5
Реставраторы
СТЗ-5 – новый ходовой раритет ИКК “Линии Сталина” _6
Реставраторы во время работы

“К сожалению, не все катки сохранились в хорошем состоянии. Несколько из них были разорваны артиллерийскими снарядами. Мы их заварили и восстановили до оригинального состояния”, – рассказал Владимир Якушев.

Собственными силами, по имевшимся чертежам, сделали деревянный кузов и 2-х местную кабину, крылья и другие конструктивные элементы.

Несмотря на прошедшие десятилетия, остались заводские рычаги управления и специальные лючки. Их сняли, отпескоструили, подкрасили, привели в рабочее состояние и установили на место.

Новодельные бандажи на колеса изготовила сторонняя организация.

Коллектив Минского моторного завода подарил 4-х цилиндровый рядный дизельный двигатель Д-243 мощностью 60 кВт от трактора МТЗ-82. Соответственно установили синхронизированную с ним механическую коробку переключения передач. На приборной панели разместили и тракторные приборы.

Что касается сидений, то их рамки остались родные, их только выровняли. А вот сами “седушки” сняли с артиллерийского тягача.

СТЗ-5 – новый ходовой раритет ИКК “Линии Сталина” _7
Начальный этап реставрации СТЗ-5
СТЗ-5 – новый ходовой раритет ИКК “Линии Сталина” _9
Завершающий этап реставрации тягача СТЗ-5
СТЗ-5 – новый ходовой раритет ИКК “Линии Сталина” _8
Детали для тягача СТЗ-5

Процесс возвращения к жизни “железного ветерана” Великой Отечественной войны занял полгода.

Свои ходовые возможности возрожденный СТЗ-5 продемонстрировал на первой презентационной “в новой жизни” военно-исторической реконструкции, проходившей несколько дней назад.

СТЗ-5 – новый ходовой раритет ИКК “Линии Сталина” _10
Тягач СТЗ-5 перед началом реконструкции
СТЗ-5 – новый ходовой раритет ИКК “Линии Сталина” _11
Тягач СТЗ-5 с экипажем
СТЗ-5 – новый ходовой раритет ИКК “Линии Сталина” _12
Тягач СТЗ-5 во время проведения реконструкции

“Большое дело сделали. Из небытия подняли машину, которая и в боях в первые дни поучаствовала”, – подчеркнул Александр Метла-младший.

P.S. “В первозданном виде в Республике Беларусь таких экземпляров больше нет”, – сообщил Александр Метла-старший и добавил: “Мы гордимся, что у нас в ИКК “Линия Сталина” он есть”.

В ближайшее время в кузове военной техники поставят пока еще отсутствующие скамейки для размещения личного состава и дуги для установки тента. И уникальный экземпляр будет полностью восстановлен.

Планируется, что СТЗ-5 в дальнейшем станет постоянным участников военно-исторических реконструкций, которые будут проходить в историко-культурном комплексе “Линия Сталина”.

Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото автора и Б.Проказова ИКК “Линия Сталина”

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Шоу БМП на “Линия Сталина”


Интересное

Новые зимние шины Artmotion Snow Premium 2025 от «Белшина» поступили в продажу

Новый Daihatsu Copen — ретро-автомобиль с задним приводом

Кандидат в президенты Лаура Вилларс подала в суд на FIA за недемократические выборы

Водитель автобуса спрятал от таможни 120 литров автомобильного топлива

Концепт Mitsubishi Elevance может стать предвестником нового Montero PHEV

Новейший минивэн Nissan Elgrand приобрел совершенно новый облик