СТЗ-5 – новый ходовой раритет ИКК “Линии Сталина”

СТЗ-5 – новый ходовой раритет ИКК “Линии Сталина”

3 июля в нашей стране будет отмечаться 80-летие освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Большое праздничное мероприятие, посвященное данному событию, пройдет в этот день и в историко-культурном комплексе “Линия Сталина”. Военные реконструкторы и военнослужащие МО РБ воспроизведут боевые действия знаменитой наступательной операции “Багратион”. Как обычно, в реконструкции будут задействованы различные модели военной техники. Впервые среди них появится и уникальный экземпляр гусеничного тягача СТЗ-5.

Небольшая справка

Шеститонный 4-метровый тягач СТЗ-5 был изготовлен по обычной для артиллерийских тягачей схеме. Впереди располагалась двухместная кабина, где размещались водитель и командир расчета артиллерийского орудия. Между их сидениями находился 52-56-сильный карбюраторный 4-цилиндровый двигатель объемом 7460 см³. Он имел деревянную грузовую платформу с откидными бортами и брезентовым тентом, рассчитанную на перевозку 8 человек (артрасчет).  Его максимальная скорость по шоссе достигала 21,5 км/ч.

“Головастик” (народное название техники) мог перевозить 1,5 тонны груза и работать в составе автопоезда совместной с прицепом массой до 7 т.

СТЗ-5 выпускались на Сталинградском тракторном заводе с 1937 по 1942 гг. Всего было изготовлено почти 10000 единиц такой техники.

Музейный экземпляр

Данный военный раритет летом 1941 года затонул в реке Щара, откуда его в ноябре 2023-го совместно с сотрудниками МЧС и пловцами республиканской федерации подводного спорта  подняли поисковики музея и привезли к себе для реставрации. Не все сразу поверили, что “головастика” можно восстановить. Среди тех, кто думал иначе, оказались исполнительный директор комплекса Александр Метла-младший и специалисты историко-реставрационной группы. Они приступили к работе, в которой, в дальнейшем, большую помощь оказали другие музейные работники, а также частные лица и различные государственные организации – кто денежными средствами, кто – материалами, а кто – работой на безвозмездной основе. Получилось “с миру по нитке”.

СТЗ-5 – новый ходовой раритет ИКК “Линии Сталина” _1
Так выглядел СТЗ-5 после подъема
СТЗ-5 – новый ходовой раритет ИКК “Линии Сталина” _2
Александр Метла-младший дает указания реконструкторам

От машины сохранились гусеницы, катки, кривая, сильно поврежденная рама, частично прочие агрегаты.

“Не было ни кузова, ни кабины. Двигатель и кабина расколоты. Техника сильно пострадала в ходе боевых действий”, – уточнил главный энтузиаст и руководитель данного проекта председатель общественного фонда “Память Афгана” Александр Метла-старший.

СТЗ-5 – новый ходовой раритет ИКК “Линии Сталина” _3
Александр Метла-старший отвечает на вопросы журналистов

Кстати, как отметил сам Александр Михайлович, младший сын Михаил занимался подъемом “участника войны”, а старший сын Александр – восстановлением.

СТЗ-5 – новый ходовой раритет ИКК “Линии Сталина” _4
Михаил Метла (пятый слева) и Александр Метла среди участников мероприятия

Основная нагрузка легла на плечи реставраторов – Александра Микалуцкого, Владимира Якушева и его сыновей Алексея и Максима.

СТЗ-5 – новый ходовой раритет ИКК “Линии Сталина” _5
Реставраторы
СТЗ-5 – новый ходовой раритет ИКК “Линии Сталина” _6
Реставраторы во время работы

“К сожалению, не все катки сохранились в хорошем состоянии. Несколько из них были разорваны артиллерийскими снарядами. Мы их заварили и восстановили до оригинального состояния”, – рассказал Владимир Якушев.

Собственными силами, по имевшимся чертежам, сделали деревянный кузов и 2-х местную кабину, крылья и другие конструктивные элементы.

Несмотря на прошедшие десятилетия, остались заводские рычаги управления и специальные лючки. Их сняли, отпескоструили, подкрасили, привели в рабочее состояние и установили на место.

Новодельные бандажи на колеса изготовила сторонняя организация.

Коллектив Минского моторного завода подарил 4-х цилиндровый рядный дизельный двигатель Д-243 мощностью 60 кВт от трактора МТЗ-82. Соответственно установили синхронизированную с ним механическую коробку переключения передач. На приборной панели разместили и тракторные приборы.

Что касается сидений, то их рамки остались родные, их только выровняли. А вот сами “седушки” сняли с артиллерийского тягача.

СТЗ-5 – новый ходовой раритет ИКК “Линии Сталина” _7
Начальный этап реставрации СТЗ-5
СТЗ-5 – новый ходовой раритет ИКК “Линии Сталина” _9
Завершающий этап реставрации тягача СТЗ-5
СТЗ-5 – новый ходовой раритет ИКК “Линии Сталина” _8
Детали для тягача СТЗ-5

Процесс возвращения к жизни “железного ветерана” Великой Отечественной войны занял полгода.

Свои ходовые возможности возрожденный СТЗ-5 продемонстрировал на первой презентационной “в новой жизни” военно-исторической реконструкции, проходившей несколько дней назад.

СТЗ-5 – новый ходовой раритет ИКК “Линии Сталина” _10
Тягач СТЗ-5 перед началом реконструкции
СТЗ-5 – новый ходовой раритет ИКК “Линии Сталина” _11
Тягач СТЗ-5 с экипажем
СТЗ-5 – новый ходовой раритет ИКК “Линии Сталина” _12
Тягач СТЗ-5 во время проведения реконструкции

“Большое дело сделали. Из небытия подняли машину, которая и в боях в первые дни поучаствовала”, – подчеркнул Александр Метла-младший.

P.S. “В первозданном виде в Республике Беларусь таких экземпляров больше нет”, – сообщил Александр Метла-старший и добавил: “Мы гордимся, что у нас в ИКК “Линия Сталина” он есть”.

В ближайшее время в кузове военной техники поставят пока еще отсутствующие скамейки для размещения личного состава и дуги для установки тента. И уникальный экземпляр будет полностью восстановлен.

Планируется, что СТЗ-5 в дальнейшем станет постоянным участников военно-исторических реконструкций, которые будут проходить в историко-культурном комплексе “Линия Сталина”.

Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото автора и Б.Проказова ИКК “Линия Сталина”

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Шоу БМП на “Линия Сталина”

Читайте так же