В субботу, 15 июня в историко-культурном комплексе “Линия Сталина” под Минском прошло захватывающее зрелище – “Соревновательное шоу боевых машин” на БМП-1. Впервые подобное мероприятие состоялось здесь ровно пять лет назад, 15 июня 2019-го. К тому времени заезды на танке Т-72 уже проходили, а на боевой машине пехоты – еще нет.
“Захотелось показать зрителям элементы боевой подготовки БМП, их экипажей и мотострелков, которые размещаются на броне”, – объяснил исполнительный директор ИКК “Линия Сталина” Александр Метла.
Вначале возникла идея использовать в качестве техники БМП-2. Однако оказалось, что для ее орудия нет холостых выстрелов.
“Без холостых выстрелов невозможно показать работу систем вооружения боевой машины. Поэтому пришлось задействовать для этой цели предшественницу – БМП-1. Запас холостых выстрелов для нее имеется в большом количестве в Министерстве обороны”, – уточнил Александр Александрович и добавил: “Военные их всегда предоставляют для проведения наших мероприятий”.
В разные годы в соревновании участвовали экипажи, сформированные из сотрудников музейного комплекса и военнослужащих 120-й гвардейской отдельной механизированной бригады Северо-Западного оперативного командования Министерства обороны Республики Беларусь. Они выступали на своей бронетехнике.
Реконструкция афганского боя
Свою мощь в полной мере БМП-1 продемонстрировали в советско-афганской войне 1979-1989 гг. По сложившейся традиции главному действию – самому спортивному cоревнованию – предшествует небольшая военно-историческая реконструкция, посвященная афганским событиям. На этот раз сюжетом для сражения на главном игровом поле на территории грандиозного фортификационного ансамбля послужили события 21 апреля 1985 года. Тогда в Мараварском ущелье, в провинции Кунар попала в окружение и была уничтожена 1-я рота специального назначения под командованием капитана Н. Цебрука. События, проходившие вокруг кишлака Дури, воспроизвели военные реконструкторы из ГВИР “Шурави”, военнослужащие 120-й гвардейской отдельной механизированной бригады и жители деревни Лошаны, переодетые в афганскую одежду и обмундирование личного состава Ограниченного контингента советских войск в ДРА. Помимо двух БМП-1 с экипажами, предоставленными белорусской армией, в представлении участвовали и модели ходовой техники самого комплекса: два грузовика ЗИЛ-157 и ГАЗ-69 (“за афганцев”) и танк Т-55 за советских воинов-интернационалистов.
Собравшиеся на трибуне, зрители стали свидетелями боев в одном из кишлаков, разгрома “афганского” автокаравана с оружием и других воссозданных событий далекого прошлого.
Последним действием военно-исторической реконструкции стала Минута молчания в память о погибших советских солдатах.
В динамике – БМП-1
После завершения боя Афганской войны на поле остались только две БМП-1. Одна из машин стала основной. На ней поочередно предстояло выступать трем экипажам. Вторая выполняла функцию запасной. Потом появились девять участников предстоящего соревновательного шоу и реконструкторы – десантники. После их представления первыми в боевую машину сели и отправились на дистанцию старший механик-водитель ефрейтор Сергей Коцеруба, старший оператор-разведчик ефрейтор Даниил Бобровник и заместитель командира боевой машины – наводчик-оператор (командир экипажа) ефрейтор Станислав Ясюк. Их сменила вторая тройка, состоящая из ефрейторов Владислава Каюшникова, Архипа Сурдова и Алексея Басалыги. Третий стартовый номер получили ефрейторы Иван Касецкий, Денис Борунов и рядовой Вадим Наркевич.
Команды соревновались в искусстве вождения, cкорости прохождения дистанции и точности стрельбы Поочередно они преодолевали водную преграду, извилистый участкок грунтовки, горки и трамплин. А еще производилась посадка десанта, который высаживался возле дома, с засевшими в нем “моджахедами”. Атаки сопровождалась стрельбой из штатного вооружения военной техники и личного стрелкового оружия военнослужащих.
В результате упорной борьбы победителями стали представители третьего экипажа.
P.S. В программу шоу входили и другие мероприятия, специально подготовленные организаторами для своих посетителей.
Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото Бориса Проказова, ИКК “Линия Сталина”
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Показательный заезд на Т-72Б и реконструкция в ИКК “Линия Сталина”