28 мая в Республике Беларусь в очередной раз торжественно отметят День Пограничников. В историко-культурном комплексе “Линия Сталина” 25 мая прошла военно-историческая реконструкция, посвященная данному празднику, героями которой стали советские солдаты в зеленых фуражках. Начиная с 2015-го, нынешнее представление, посвященное этой тематике, проводится уже в десятый раз. Сюжетная линия нынешней реконструкции охватывает события 1939-1941 годов.
25 мая зрители, собравшиеся на центральной трибуне комплекса, увидели на главном игровом поле освободительный поход РККА в Западную Белоруссию в сентябре 1939-го и происходившие бои с поляками, а также начало Великой Отечественной войны и оборону пограничниками своей заставы. В получасовой постановке в семи действиях приняло участие более 150 человек – военные реконструкторы из Беларуси и России, курсанты института пограничной службы Республики Беларусь и жители деревни Лошаны.
“Сценарий нашей нынешней реконструкции во многом повторяет прошлогодний. Однако мы учли прошлые недостатки, улучшили логистику и маршруты передвижения людей и техники”, – отметил исполнительный директор ИКК “Линия Сталина” Александр Метла.
В начале представления посетители увидели довоенную Польшу, эпизоды приграничной мирной жизни, и начало войны с Германией. Потом приход Красной Армии и освобождение белорусской земли. И, наконец, нападение немецкой армии на СССР.
В боевых действиях участвовала и военная техника, в том числе, и действительно уникальная. Настоящий автораритет – грузовой автомобиль ЗИС-5. Данный экземпляр был изготовлен сразу после завершения Великой Отечественной войны. Однако конструктивно он практически ничем не отличается от собратьев, воевавших на различных фронтах.
Еще один “железный актер” – Москвич-400. Несколько лет назад он прошел реставрацию и изображал в реконструкции своего дальнего родственника – Opel Kadett.
А вот еще один грузовик – новодельный ЗИС-5. Много лет назад его собрали в единственном экземпляре по просьбе руководства музейного комплекса в Дзержинске на ремонтном заводе, относящемся к Государственному погранкомитету Беларуси. Базой для него послужил ГАЗ-51. Кстати, эта модель частично похожа на польский Ursus. Поскольку данная автотехника используется только на реконструкции в День Пограничников как автотранспорт польской армии, возможно, в дальнейшем ее полностью переделают в упомянутый выше польский автомобиль.
“Эти три автомобиля самые возрастные представители нашей ходовой техники. С них начинался наш автопарк. Поэтому мы стараемся их беречь и меньше эксплуатировать”, – отметил Александр Александрович.
На смену ветеранам все чаще приходит “молодежь”. На прошедшем представлении ее представляли с немецкой стороны танки Pz-38 и Pz-III и бронетранспортер Sd Kfz.222, а с советской стороны – танк Т-50 и броневик БА-11.
Бой на польско-советской границе
Советская техника направляется к границе
Увы, историю не переделаешь. Как бы мы не хотели, в июне 1941-го победа досталась вермахту. На всех заставах пограничники героически сражались до последнего патрона и в подавляющем своем большинстве погибли на границе.
После завершения военно-исторической реконструкции ее участники вместе со зрителями минутой молчания почтили память погибших 83 года назад пограничников и других советских солдат.
P.S. Кроме военно-исторической реконструкции в программу праздника входили и другие мероприятия: для посетителей работали экскурсионные и интерактивные зоны, прошла выставка вооружений, и техники, состоялись выступления ансамбля роты почетного караула и курсантов пограничной службы с элементами рукопашного боя, а также показательные выступления специалистов-кинологов кинологического центра войсковой части 2044 и др.
Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото Н.Мирончика и Б.Проказова ИКК “Линия Сталина”