Цены на аккумуляторы в Китае стремительно падают, и конца этому не видно. Аналитики рассматривают эту тенденцию как катализатор массовой декарбонизации автомобильного транспорта во всем мире.
Согласно новому отчету Bloomberg, стоимость аккумуляторных элементов LFP в Китае с 2023 года упала на 51 процент, в среднем до $53/кВтч. Это значительно ниже, чем средний мировой показатель в 2023 году ($95/кВтч). Bloomberg объясняет не один, а три фактора быстро падающей и значительно низкой стоимости аккумуляторов в Китае: снижение цен на сырье, избыточные мощности и сокращение рентабельности. Цены на сырье сильно изменились за последние полтора года. Например, рассмотрим стоимость катода, самого дорогого компонента аккумуляторной батареи. Его доля в стоимости аккумуляторного элемента снизилась с 50 процентов в начале 2023 года до менее 30 процентов в 2024 году.
Заводы по производству аккумуляторов в Китае работали на 51 процент мощности в 2022 году, а затем еще ниже — на 43 процента в 2023 году, и, по оценкам Bloomberg, в этом году эти производственные мощности останутся еще более простаивающими. Средние цены приближаются к оценкам производственных затрат, что указывает на снижение рентабельности. С другой стороны, производители аккумуляторов совершенствуют технологии производства аккумуляторов и производственные процессы, и эти усовершенствования также в некоторой степени способствуют падению цен. BloombergNEF, занимающееся исследованием товарных рынков, оценивает, что цены на аккумуляторы останутся низкими еще как минимум несколько лет. Устойчивое снижение цен может дать миру большие выгоды в автомобильном и энергетическом секторах.
Аналитики уже много лет говорят, что электромобили станут доступными и станут новой нормой, когда цены на аккумуляторы упадут до $100/кВтч. В Китае аккумуляторные блоки LFP теперь стоят 75 долларов за киловатт-час, и на этом уровне компании могут продавать электромобили по той же цене, что и модели с двигателями внутреннего сгорания, или даже ниже. Почти две трети электромобилей в стране уже дешевле, чем их аналоги с ДВС. Снижение цен на аккумуляторы в Китае в конечном итоге принесет пользу потребителям и на мировых рынках.
Отрасль аккумуляторных систем хранения энергии (BESS) может получить наибольшую выгоду от резкого падения цен на аккумуляторы. Развертывание «под ключ» уже обходится на 43% дешевле по сравнению с 2023 годом. По оценкам BNEF, в этом году количество стационарных хранилищ во всем мире увеличится на 61%, что составит 155 ГВтч.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Renault Ampere снизит стоимость аккумуляторов для электромобилей на 20% с 2026 года