С 8 по 11 октября 2024 г. в северной российской столице будет проходить XIII Петербургский международный газовый форум. Свою продукцию на “ПМГФ-2024” представит Минский завод колесных тягачей. Одним из экспонатов экспозиции белорусского предприятия в Санкт-Петербурге станет многоцелевой автомобиль гражданского назначения МЗКТ-4503КМ-010.
История создания модели
Прародителем данной модели послужил военный полноприводный автомобиль МЗКТ-500200 колесной формулы 4х4. Поставки этих 6-метровых 6,4-тонных машин грузоподъемностью 3 т начались в 2015 году. Изначально они стояли на вооружении белорусских пограничников. Потом потребителями такой автотехники стали различные подразделения. Министерств обороны и внутренних дел Республики Беларусь.
Спустя пять лет на заводе пришли к решению о создании на базе армейского автотранспорта его специальной гражданской модификации. В связи с особыми требованиями по комфортности, техники безопасности, экологичности и пр., предъявляемыми к автотранспортным средствам для народного хозяйства, они должны были отличаться от военной техники.
“К этому времени мы уже сформировали для себя видение рынка, пообщались с заинтересованными в приобретении такой продукции республиканскими организациями и министерствами”, – рассказал заместитель начальника управления продаж и маркетинга ОАО “МЗКТ” Андрей Степусь.
Первым в списке потенциальных потребителей создаваемой новинки явилось Министерство энергетики РБ. В ходе состоявшихся переговоров стороны пришли к соглашению и заключили контракт о покупке Государственным промышленным объединением большой партии новых автомобилей.
После согласования всех необходимых документов на Минском заводе колесных тягачей приступили к практической реализации проекта. В течение года была разработана конструкторская документация. Потом последовало изготовление в 2022 году “живых экземпляров”. Потребовалось еще несколько месяцев на их испытания и сертификацию. После получения всех необходимых документов вначале 2023-го началась отгрузка белорусским энергетикам первых автомобилей, получивших индекс МЗКТ-4503КМ-010.
Данный 6,7-метровый грузовик с технически допустимой массой 10,3 т и грузоподъемностью 1,9 т внешне напоминает своего военного “родственника”, однако несколько отличается от него своей комплектацией. Прежде всего, силовым агрегатом. Он состоит из 220-сильного 4-цилиндрового рядного двигателя стандарта Евро-5 с турбодизелем и механической 6-ступенчатой коробкой передач
По сравнению с МЗКТ-500200 видоизменилась кабина. Она по-прежнему осталась двухместной, но стала намного более комфортабельной и безопасной.
Кстати, надежность кабины была проверена в ходе проведения ее краш-тестов. Сиденья водителя и пассажира – на пневмоподвеске, оборудованы ремнями безопасности. Зеркала – с электроприводом и электроподогревом.
По желанию эксплуатационников автомобильную технику для них оснастили кузовом-мастерской. После тщательного отбора по ряду основных критериев выбрали изделие ООО «Завод автомобильных прицепов и кузовов «МАЗ-Купава.»
Данная кузовная надстройка, изготовленная с использованием многослойных клееных бесшовных сэндвич-панелей, состоит из двух отсеков: пассажирского и технологического. Первый – пассажирский, где находятся шесть удобных сидений, столик для хранения технической документации, различные ящики, полки, шкаф для одежды и обуви, а также переговорное устройство.
Второй предназначен для размещения оборудования.
На сегодняшний день энергетики получили порядка ста автомобилей МЗКТ-4503КМ-010.
“Сейчас мы находимся в постоянном контакте с потребителями нашей продукции и регулярно проводим опросы. Они дают обратную связь и свои замечания. Поэтому каждая новая партия машин претерпевает некоторые изменения: кому-то надо поменять переговорное устройство, кто-то просит поставить дополнительную ступеньку и т.д.”, – подчеркнул заместитель начальника управления продаж и маркетинга ОАО “МЗКТ”.
P.S. Одновременно с МЗКТ-4503КМ-010 были созданы еще две модели – почти 4-тонное шасси МЗКТ-4503А-010 под монтаж различных надстроек и 10,3-тонный автомобиль грузовой МЗКТ-450330-010. Пока они не так востребованы, как автотехника для энергетиков.
Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото автора
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Автомобиль тактический МЗКТ-500200 и его “ближайшие родственники”