Минский завод колесных тягачей постоянно расширяет гамму выпускаемой им автомобильной техники. В последнее время одной из визитных карточек предприятия наряду со знаменитыми “сороконожками” стал 2-осный автомобиль тактический МЗКТ-500200 колесной формулы 4х4.
“После автобусов это наша наименьшая по своим габаритам модель”, – рассказал заместитель начальника управления продаж и маркетинга ОАО “МЗКТ” Андрей Степусь.
Модель создавалась по техническому заданию Государственного пограничного комитета Республики Беларусь в качестве замены популярному у белорусских пограничников, но уже морально устаревшему ГАЗ-66 “Шишига”. Возникли проблемы также и с приобретением запчастей для “газона”. Не удовлетворял требованиям белорусских потребителей и более молодой “россиянин” ГАЗ-3308 “Садко”. Поэтому для охраны границ республики потребовалось создать отечественный аналог для перевозки личного состава и разных грузов по всем видам дорог.
Заказчиком были составлены все необходимые технические требования на будущую машину, которые представители погранкомитета согласовали с производителем.
Опытные экземпляры новой модели, вначале получившей индекс МЗКТ-5002, появились в 2011-2012 годах. Грузовики проходили пробную эксплуатацию под постоянным контролем специалистов ОАО “МЗКТ” на южных рубежах Беларуси. В ходе ее были выявлены ряд недостатков, которые со временем устранили. В частности, пришлось уменьшить габариты самого автомобиля, в том числе кузова и сократить количество сидячих мест в нем.
Государственные испытания завершились в мае 2013 года. А спустя несколько месяцев один из таких автомобилей, переименованный в МЗКТ-500200, впервые принял участие в параде, посвященном Дню независимости Республики Беларусь, проходившем 3 июля в Минске.
В феврале 2015-го из филиала ОАО “МЗКТ” “Автосборочный завод “Неман” произвели отгрузку уже первой серийной партии таких машин, состоявшей из 9 экземпляров. Их для обкатки получила воинская часть, расположенная в Дзержинске.
Постепенно данной автотехникой заинтересовались другие силовые ведомства, и она стала поступать на вооружение Министерств обороны и внутренних дел Республики Беларусь.
Конструкция модели постоянно совершенствуется и на сегодняшний день представляет собой 6-метровый 9,4-тонный автомобиль грузоподъемностью 3 т, на котором установлена бортовая тентованная платформа со смотровыми окнами и откидными сидениями для перевозки 21 человека.
Армейский грузовик с независимой пружинной подвеской заводского производства оснащен силовым агрегатом, состоящим из 4-цилиндрового рядного дизельного двигателя ЯМЗ-53452 мощностью 215 “лошадок” и 6-ступенчатой коробки передач. Максимальная скорость авто 95 км/ч.
Кстати, изначально “железным сердцем” автотехники служил 156-сильный рядный дизель Д245.30 с турбонаддувом производства Минского моторного завода.
Одной из особенностей полноприводника стала его 2-местная каркасно-панельная откидывающаяся вперед кабина собственного производства.
“Сейчас у нас изготавливают 25 различных типов кабин собственной конструкции”, – отметил Андрей Николаевич и уточнил: “Исходя из загрузки производства, мы можем собирать их как на основной площадке завода в Минске, так и в филиале нашего предприятия в Лиде. Принципиальной разницы нет“.
Основой каждой конструкции является металлический каркас, который потом обшивается стеклопластиком.
В настоящее время практически во всех мероприятиях, проводимых в Республике Беларусь с участием военной техники, задействованы автомобили тактические МЗКТ-500200, в том числе и в военных парадах в День независимости.
P.S. Постепенно у военного грузовика появились свои “родственники”. В 2021-м семейство пополнилось сразу тремя новинками. Были созданы еще два “полноприводника” такого же назначения – 12,5-тонный 6,5-метровый МЗКТ-550130 с правым расположением руля и 9,6-тонный МЗКТ-500200-50. Третьей новинкой стал 9,2-тонный МЗКТ-500200-040 (командно-штабная машина Р-142). На первой установлен 220-сильный дизельный “движок”, а на остальных моторы мощностью 215 л.с.
В 2022 г. под монтаж комплекса топогеодезической привязки на заводе сконструировали 12-тонное шасси МЗКТ-500200-060.
Почти два года назад автопарк Республики Беларусь пополнился еще одной гражданской модификацией – автомобилем с кузовом-мастерской МЗКТ-4503КМ-010. Его эксплуатационниками стали структурные подразделения ГПО “Белэнерго”, расположенные во всех регионах Беларуси. Но это уже другая история.
Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото автора
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
МЗКТ-650001-010 – новое автошасси для строительной сферы
МЗКТ-4503КМ-010 – многоцелевой автомобиль гражданского назначения