Многие люди, независимо от возраста, образования, социального статуса получают удовольствие от коллекционирования предметов, представляющих личную ценность или имеющих историческое значение. Предметы рассказывают о прошедших событиях, хранят воспоминания, позволяют нам узнать больше о нашей культуре, истории и традициях.
Коллекционированием предметов люди занимались с давних времен. В современном обществе немало коллекционеров, были они и во времена СССР. Кто-то собирал фигурки животных, кто-то – значки, кто-то – марки и т.д. А некоторые граждане Страны Советов предпочитали небольшие сувенирные машинки, напоминающие технику начала прошлого века. Их изготавливали из хромированного пластика в столице Латвийской ССР. Продавали их и в Минске в различных сувенирных магазинах.
Латвийское ретро
В республиках советской Прибалтики, особенно в Латвии, ретро автомобили пользовались большой популярностью. И в этом нет ничего удивительного. Здесь имелось немало олдтаймеров «Сделано в СССР», а также изготовленных зарубежным автопромом. Их модели-копии попали к нам различными путями. Что-то из техники осталось с того времени, когда прибалтийские страны еще не входили в состав СССР, что-то привезли в качестве трофеев после Второй мировой войны, что-то покупали уже в советский период и бережно хранили своими автовладельцами.
Одним из самых активных автоклубов в Латвии являлся рижский Клуб Антикварных автомобилей (КАА), основанный в июле 1972 года. В нем коллекционеры и энтузиасты авто- и мотостарины занимались реставрацией раритетной автомобильной и мотоциклетной техники и популяризацией их истории.
Рижане не только участвовали в мероприятиях, проводимых их коллегами в других республиках тогда еще единого государства, но и сами проводили аналогичные слеты и фестивали.
Итогом проделанной работы стало появление в Риге 22 апреля 1989 года хорошо известного сейчас мотор-музея.
Миниатюры фабрики Straume
В 1965 году в латвийской столице в результате объединения фабрики по производству детских игрушек и завода Kvēle, который специализировался на производстве мелких металлоизделий для быта, открылась фабрика Straume. На протяжении нескольких десятилетий здесь выпускали различную бытовую технику, из которой особую известность приобрели миксеры, кофемолки, мясорубки, утюги и др. Также предприятие специализировалось на производстве игрушек, в том числе радиоуправляемых и роботов. Изготавливали тут и миниатюрные сувенирные автомобили.
В отличие от столь популярных у коллекционеров точных копий реальных прототипов, уменьшенных в 43 раза по сравнению с оригиналами (и др. масштабов), «рижане» своей масштабности и конкретной автомобильной марки не имели. Они только внешне напоминали транспортные средства начала XX столетия.
Характерными особенностями почти всех таких мини-машин стали открытый салон со сложенным тентом и колеса на спицах. Исполнение «без крыши» придает «малышам» элегантность. Да и их производство в подобном виде оказалось более технологичным, чем другие варианты.
P.S. Советский период в истории фабрики Straume завершился в 1991 году после распада СССР. Полная ликвидация – закрытие предприятия – состоялась в 2002-м. И хотя миниатюрные автомобили «made in Latvia» уже не выпускаются более 20 лет, их сохранилось еще предостаточно. Они до сих пор в качестве лотов встречаются на различных аукционах. Сохранились они и у любителей автосувениров.
Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото А.Трохачева
Автор выражает благодарность за оказанную помощь и предоставленные материалы А.Трохачеву и Е.Жданович.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
МАЗ-502А – редкая модель из автоколлекции Александра Гончарова