МАЗ-502А – редкая модель из автоколлекции Александра Гончарова

автоветеран МАЗ-502А

80 лет назад в Минске начал свою производственную деятельность завод по сборке зарубежной военной автотехники по программе ленд-лиза. Сегодня он известен как ведущий белорусский автопроизводитель –  ОАО “МАЗ” – управляющая компания холдинга “БЕЛАВТОМАЗ”. Грузовики этой марки можно встретить на дорогах в различных странах мира.

В 1947-м году для работы в народном хозяйстве Советского Союза одними из первых были собраны пять самосвалов МАЗ-205 семейства МАЗ-200. Вскоре вслед за ними с конвейеров белорусского автопредприятия сошли  полноприводники МАЗ-502 различных модификаций, предназначенные для вооруженных сил СССР. Сборка таких машин началась 1957-м и завершилась в 1966-м. Увы, но до нашего времени сохранились считанные экземпляры таких автомобилей. Два подобных автораритета сейчас находятся в белорусской столице. Владельцем одного из них является автоколлекционер Александр Гончаров.

История 66-летнего автоветерана

МАЗ-502А, принадлежащий Александру Гончарову, был выпущен в 1958 году.

“Особенность данной модификации состоит в том, что такие автомобили выпускались со штатной лебедкой. Всего их собрали менее 1000 единиц”, – рассказал Александр Гончаров.

Владельцем уникального экземпляра Александр стал в 2011 году. Купил он его в Сморгони и привез на жесткой сцепке с автомобилем ЗИЛ-131 к себе на участок в п.Семково.

Предыдущий хозяин приобрел грузовик на одной из баз хранения Министерства обороны Республики Беларусь в 90-е годы. На базовое автошасси он установил неродную платформу от модели “Урал”. Однако свою автотехнику он почти не эксплуатировал. Почти два десятилетия машина простояла под открытым небом. На момент продажи пробег МАЗ-502А составлял порядка 3000 километров.

По слухам, 66-летний автоветеран изначально предназначался для перевозки ракет. Однако минский автоколлекционер, внимательно осмотрев свою покупку, не нашел этому подтверждения. Он не обнаружил мест, где могло бы быть установлено соответствующее крепление для этого.

Несмотря на возраст, модель сохранилась в  неплохом состоянии и почти в родной комплектации. Даже колеса остались оригинальные. Конечно, чтобы полностью вернуть к жизни “железного автозаводца” пришлось приложить определенные усилия и потратить немало времени. Александр Николаевич привел в рабочее состояние тормоза, двигатель, лебедку и трос, заменил форсунки и пр. Но из-за того, что сгнил заводской топливный бак, пришлось его позаимствовать у КрАЗа.

Затем автореставратор для проверки проехал на автомобиле небольшое расстояние и остался доволен. Также он также снял старый кузов и установил вместо него кунг со всем штатным оборудованием от автомастерской, ранее располагавшейся на ЗИЛ-164. Теперь новая надстройка смотрится как штатная.

автоветеран МАЗ-502А _1

автоветеран МАЗ-502А _2

P.S. Сейчас по механической части автомобиля никаких замечаний нет. Предстоит удалить образовавшуюся на грузовике за много лет ржавчину и устранить ряд других мелких дефектов. Но, по мнению владельца, это все мелочи.

“Главное, мне необходимо найти мастера, который сможет восстановить оригинальную кабину, точнее, ее заднюю часть”, – отметил Александр Гончаров. Чем в ближайшее время он и планирует заняться.

Кстати, и ко второму МАЗ-502, находящемуся в Минске, Александр Николаевич тоже имеет отношение. Сейчас данный экземпляр принадлежит группе компаний “А-100” и является экспонатом корпоративного музея.   Реставрацией автотехники занимались московские авторестовраторы, которым заочно помогал Александр Гончаров.

автоветеран МАЗ-502А _3
МАЗ-502 в музее ГК «А-100»

Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото автора и А.Гончарова

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Автомобили-сувениры из Риги

Читайте так же