Вот уже на протяжении восьми лет в России ежегодно проводится международный военно-патриотический фестиваль “Моторы Войны”, в котором принимают участие владельцы оригинальной военной авто и гусеничной техники, стоявшей на вооружении Красной Армии и ее союзников во время Великой Отечественной и Второй мировой войн.
В последнем, проходившем в деревне Макарово в Ногинском районе, участвовал московский автоколлекционер, член российской Межрегиональной общественной организации содействия изучению и эксплуатации военной техники “Военно-техническое общество” Святослав Петрушко. Данный масштабный форум он регулярно посещает последние четыре года.
История коллекции
Святослав Олегович работает в медицинской отрасли и входит в совет директоров одной из фармацевтических российских компаний. А все свободное время уделяет своему хобби – ретро автомобилям. Все началось в 2005 году, когда бизнесмен купил первую ретро модель – советский внедорожник ГАЗ-67. Тогда он хотел только показать своим детям технику, на которой воевали защитники нашей Родины во время Великой Отечественной войны.
“С моей точки зрения детям можно много рассказывать о подвиге наших дедов и прадедов, но им нужны ощущения. И “живая” техника того времени дает им такие ощущения. И они с большим интересом начинают изучать историю Советского Союза и России”, – отметил Святослав Петрушко.
Постепенно появилась идея о приобретении другой автотехники и создании своей коллекции военных автораритетов отечественного и зарубежного производства.
Следующим экспонатом стал американский тяжелый джип Dodge ¾ WC-51, который россиянин приобрел в Москве. Святослав целенаправленно искал такую машину. Кстати, именно на ней москвич приехал на “Моторы Войны-2022”.
Данный экземпляр, выпущенный в 1942 году, привезли из США. По мнению владельца, его “железный друг” где-то находился на хранении, поэтому оказался в хорошем техническом состоянии и сохраниласяь в родной раскраске. Изначально на “американце” находились тактические знаки заокеанских вооруженных сил, которые новый хозяин убрал и заменил по архивным фотографиям изображением красной звезды на бампере, как делали в РККА.
“Я не хотел ездить на машине со знаками принадлежности к американской армии”, – объяснил автовладелец и уточнил: “В нашу армию такие джипы поступали по программе ленд-лиза в единичных экземплярах. Их получали маршалы и генералы, поэтому чтобы враг не знал о принадлежности, рисовали только красные звезды”.
Чуть позже появился американский армейский автомобиль повышенной проходимости Willys MB 1943 г.в. Он принимал участие в боевых действиях в Нормандии и после их завершения остался во Франции. Его отправили в Англию, где отреставрировали. А потом привезли в Российскую Федерацию.
Имеются также два представителя немецкого вермахта – командирский Horch Kfz.21 (аналог Dodge у американцев) и более легкий для боевых подразделений Stoewer R-180 (аналог Willys MB). Их “собратья” как трофейная автотехника использовалась нашей армией. Данные экземпляры не успели послужить.
Horch Kfz.21 был подбит во время одного из сражений на Курской дуге и только в начале 90-х его подняли из одного из местных болот. Несколько лет назад его восстановили, все работы профинансировал сам коллекционер.
Stoewer R-180 пока находится в реставрации.
P.S. На сегодняшний день коллекция ретро автомобилей Святослава Петрушко насчитывает 14 экземпляров. Среди них военные машины БТР-40 и БРДМ-2, передвижная радиостанция, расположенная на грузовике ГАЗ-63, редкая пожарная модель ПМЗ-М2 на шасси ЗИС-150 (таких нет даже в крупных музеях), милицейская “Волга” ГАЗ-24 и другие. У каждого из них своя история. Они не стоят “мертвым грузом”, а постоянно принимают участие в различных мероприятиях, в том числе ретро ралли и бронепробегах.
Сейчас все автораритеты находятся кто-то в гаражах, кто-то на стоянках. Но это временно, строится специальное помещение, где все автомобили разместятся вместе.
“Я хочу сделать что-то подобное небольшому частному музею и показывать машины всем желающим”,– поделился ближайшими планами Святослав Петрушко.
Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото С. Петрушко