Раритетный ЕрАЗ-762В из города Борисова

ЕрАЗ-762В из города Борисова

В конце декабря 1964 года Совет министров Армянской ССР издал постановление № 1084 “Об организации в г. Ереване в строящихся корпусах завода “Автопогрузчик“ завода по выпуску автомобилей-фургонов грузоподъемностью 0,8-1,0 т».  10 сентября 1965 года завод получил название «Ереванский автомобильный завод». В течение 1965 года 66 сотрудников прошли обучение на рижском РАФ и ульяновском УАЗ.

В апреле 1966 года по документации РАФ были собраны первые два автофургона модели ЕрАЗ-762,  которая была разработана в Риге как РАФ-977К, но не была там освоена из-за отсутствия свободных производственных мощностей.

Казалось бы, сам автозавод уже давно прекратил свою производственную деятельность, а выпускавшаяся автотехника ушла в историю. Однако, несмотря на это, хоть и очень редко, армянские автомобили все еще можно встретить в нашей стране. Правда, выглядят они далеко не так, как в годы своей молодости. Владельцем одного такого микроавтобуса ЕрАЗ-762В, выпущенного в 1989-м, является семья Соболь из города Борисова.

История приобретения автораритета

Многие жители постсоветских стран еще помнят суровые 90-е годы, когда зарплаты были маленькие, да и выдавали их с опозданием. Люди старались найти себе дополнительные заработки. Вот и борисовчанин Сергей Соболь тоже искал такую возможность. С этой целью в 1991-м он решил приобрести грузовой автомобиль ЗИЛ-130. Завод “Гидроусилитель”, на котором тогда работал будущий предприниматель инженером-механиком, распродавал свой автопарк. Но “сто тридцатого” тогда не оказалось. Предложили за семь тысяч белорусских рублей грузовой микроавтобус ЕрАЗ-762В. У него застучал двигатель, и машина была брошена гнить возле одного из цехов.

ЕрАЗ-762В из города Борисова_1
Автомобиль Ераз-762В

“Отец купил автомобиль весной и на жесткой сцепке с автомобилем своего брата перевез его в один из исполкомовских гаражей, где и работал его брат. Здесь же в течение года провели ремонт  автотранспортного средства”, – рассказал сын владельца Владимир.

ЕрАЗ-762В из города Борисова_2
Владимир Соболь

Изначально автораритет имел глухой цельнометаллический кузов. Новый владелец подварил его и самостоятельно вырезал внутри самодельные нестандартные окна. Поэтому для них пришлось заказывать специальные стекла.

ЕрАЗ-762В из города Борисова_3
Салон автомобиля с вырезанными самодельными окнами

На крыше появилась многочисленная ржавчина, которую пришлось удалить. Неприглядно выглядел и “движок”. Из него торчал “кулак”, были порваны коробка передач и сцепление.

Изначально на “еразике” стоял штатный бензиновый мотор ЗМЗ-4021.10 объемом 2.4 литра и мощностью 81-95 л.с. Его заменили на аналогичный, снятый с соседской “волжанки” ГАЗ-24-10. При регистрации в ГАИ в техпаспорте записали замену, а само авто переоформили как грузопассажирскую модель. Машине оставили старые советские номера.

Сразу после восстановления начались коммерческие поездки в Россию. В Питер возили молоко, сметану и другие отечественные продукты. В Москву – запчасти, изготавливаемые на борисовском заводе. Назад привозили деньги, полученные при реализации товаров.

Начиная с конца 90-х и до начала 2000-х в автофургоне свою торговую палатку и товар для продажи на рынке перевозила женщина – частный предприниматель.

На автотранспортном средстве установлена сборная солянка из комплектующих различных моделей: щиток приборов от “Москвича-2140”, руль, рессоры и мост от УАЗ-452, “гитара” под рулевой переключатель от КамАЗ-54115, четырехступенчатая КПП от РАФ.

“Пока на конвейере есть “Буханка” и “ГАЗель” запчасти будут, – отметил Владимир Соболь.

Со временем установили газобензиновое “сердце”. Оно может работать как на стандартном топливе, так и на метане.

И хотя основным владельцем ЕрАЗ-762В остается отец, в последнее время им пользуется сын. Он получил права в 2017-м. Соболь-младший полностью поменял электропроводку.  В настоящее время автомобиль используется для поездок на природу, а еще Владимир развозит на нем пиццу.

Впервые я увидел микроавтобус в конце августа – начале сентября на выставке ретротранспортных средств “VintageDay-2024”.  На нем хозяин за три дня нарисовал граффити в стиле “хиппи”. А в октябре состоялась наша вторая встреча на ретрофесте “Brichki Fest”.  За это время Владимир стал членом ретро автоклуба “Железяки СССР”.

ЕрАЗ-762В из города Борисова_4
Микроавтобус ЕрАЗ-762В на VintageDay-2024
ЕрАЗ-762В из города Борисова_5
Микроавтобус ЕрАЗ-762В на Brichi Fest

P.s. Зимой Владимир Соболь поставит ЕрАЗ-762В в гараж, чтобы сделать из него стоковый бус. Он подлатает, подварит и подкрасит свой автомобиль. А еще установит оригинальные диски и колпаки от “Волги” ГАЗ-21.

Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото автора

Автор выражает благодарность за оказанную помощь Елене Жданович.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Львовский автобус ЛАЗ-695Н по прозвищу “Наташа”


Интересное

«Фальшивый ИПэшник» попытался продать чужой автомобиль в Бресте

В Воложинском районе опрокинулся мотоблок

В Поставском и Слуцком районах в ДТП попали мотоциклисты

Новый Lexus ES предлагает выбор гибридной или электрической силовой установки

Denza Z представляет электрического конкурента Porsche 911

Два ДТП на улице Первомайской за один день: двое пешеходов попали под трамвай и погиб мотоциклист