Налоговые льготы, субсидии и другие стимулы превращают вторую по величине экономику Юго-Восточной Азии в глобальный центр электромобилей.
BYD и BMW — две совершенно разные автомобильные компании. Первая — китайский новичок, который борется с Tesla за звание ведущего мирового производителя новых энергетических автомобилей, вторая — почтенная 108-летняя немецкая компания, которая считается самым продаваемым в мире брендом автомобилей класса люкс.
Тем не менее, несмотря на их разную родословную и целевые рынки, BYD и BMW приняли одно одинаковое бизнес-решение: сделать Таиланд базой для производства электромобилей и все более сложных аккумуляторов, которые их питают.
Они далеко не одиноки. Налоговые льготы, субсидии и другие стимулы правительства Таиланда превращают вторую по величине экономику Юго-Восточной Азии в глобальный центр производства аккумуляторных электромобилей (BEV) и гибридной технологии, которая поддерживает переход к нулевому уровню выбросов.
Даже когда BYD устроила торжественное открытие 4 июля 2024 года своего завода стоимостью 32 млрд тайских бат (900 млн долларов США) в Районге в высокотехнологичном восточном экономическом коридоре Таиланда, шесть других крупных китайских производителей электромобилей — Great Wall Motor, Hozon New Energy Automobile, SAIC Motor, Chongqing Changan Automobile, GAC Aion и Chery Automobile — уже работали или строили свои собственные заводы поблизости.
Помимо этого китайского всплеска инвестиций, японская Isuzu Motors в марте использовала Бангкокский международный автосалон для представления первого электромобиля компании — версии самого продаваемого однотонного пикапа D-Max, — который, как она заявила, будет производиться в Таиланде и экспортироваться на некоторые европейские рынки, такие как Норвегия, начиная с 2025 года. Isuzu, которая может похвастаться 50 процентами тайского рынка пикапов, в прошлом году подала в Совет по инвестициям Таиланда (BOI) план по увеличению своих инвестиций в Таиланд на 32 млрд тайских бат.
Соотечественники Isuzu, Toyota и Honda, также рассматривают королевство как место для продвижения своих собственных амбиций в области чистой энергии, изначально сосредоточившись на гибридах и одновременно делая пробные шаги к производству электромобилей.
То же самое делает и корейская Hyundai Motor Company. Ее подразделение Hyundai Mobility Manufacturing (Таиланд) получило одобрение BOI в августе 2024 года на инвестирование 1 млрд бат для начала в 2026 году местной сборки электромобилей и аккумуляторов, которые их питают.
Из основных европейских инвесторов Mercedes-Benz собирает электромобили и аккумуляторы в Таиланде с 2022 года. BMW, которая лидирует в сегменте премиум-рынка и производит автомобили в Таиланде с 2000 года, запустит свои первые электромобили местного производства во второй половине 2025 года. В марте 2024 года она заложила фундамент завода по производству высоковольтных аккумуляторов пятого поколения стоимостью 42 млн евро в Районге.
В том же месяце китайский производитель аккумуляторов SVOLT Energy Technology в партнерстве с тайской энергетической компанией Banpu Next начал производить аккумуляторные батареи для электромобилей в Таиланде, что является еще одним доказательством того, что королевство не только производит автомобили, но и создает локализованную цепочку поставок для поддержки роста сектора.
Затем в мае Changan объявила о партнерстве с тайскими производителями деталей, включая AAPICO Hitech PCL и Thai Summit Group, в рамках общего плана закупок стоимостью 20 млн бат (540 млн долларов США) для производства электромобилей Changan на месте с начала 2025 года.
В общей сложности 18 автопроизводителей, работающих на чистой энергии, инвестировали в королевство 2,2 млрд долларов США и эта сумма может вырасти в 10 раз к 2027 году.
В 2023 году продажи электромобилей в Таиланде выросли почти в восемь раз до 76 000, что составляет 12% от всех проданных транспортных средств. В первом квартале 2024 года доля рынка электромобилей выросла до 14%.
И это только начало. До этого года почти все электромобили, проданные в Таиланде, импортировались в основном из Китая. Теперь, с открытием такого количества местных производственных предприятий, годовой показатель продаж в 2024 году должен снова удвоиться до 150 000, что составит 20% доли рынка всех произведенных транспортных средств, прогнозирует Ассоциация электромобилей Таиланда.