Европейская комиссия отложила объявление своего решения по тарифам на китайские электромобили до окончания европейских выборов. ЕС хочет исключить этот вопрос из избирательного процесса.
Европейская комиссия 4 октября 2023 года официально начала антисубсидирующее расследование в отношении импорта аккумуляторных электромобилей (BEV) из Китая. Расследование сначала установит, получают ли цепочки создания стоимости BEV в Китае выгоду от незаконных субсидий и наносят ли эти субсидии или угрожают нанести экономический ущерб производителям BEV в ЕС.
Если оба этих предположения подтвердятся, расследование изучит возможные последствия и влияние мер на импортеров, пользователей и потребителей аккумуляторных электромобилей в ЕС. На основании результатов расследования Комиссия определит, будут ли приняты меры. В частности в ЕС хотят исправить последствия якобы несправедливой торговой практики путем введения антисубсидирующих пошлин на импорт аккумуляторных электромобилей из Китая.
Расследование, объявленное президентом Европейской комиссии Урсулой фон дер Ляйен 13 сентября 2023 года во время ее обращения о положении дел в Европейском Союзе (SOTEU), будет следовать строгим юридическим процедурам в соответствии с правилами ЕС и ВТО и позволит всем заинтересованным сторонам, включая правительство Китая и компаниям/экспортерам, предоставлять комментарии, доказательства и аргументы.
Урсула фон дер Ляйен, президент Европейской комиссии, сказала:
Сектор электромобилей представляет огромный потенциал для будущей конкурентоспособности и превосходства Европы в области «зеленой» промышленности. Производители автомобилей и другие смежные отрасли в ЕС уже инвестируют и внедряют инновации, чтобы полностью использовать этот потенциал. Всякий раз, когда мы обнаружим, что их усилиям мешают рыночные искажения и недобросовестная конкуренция, мы будем действовать решительно. И это будет сделано при полном уважении наших обязательств перед ЕС и международных обязательств — потому что Европа играет по правилам, как внутри своих границ, так и во всем мире. Расследование по делу о субсидиях будет тщательным, справедливым и основанным на доказательствах.
Комиссия инициировала это расследование по собственной инициативе (ex officio) после сбора достаточных доказательств того, что недавний всплеск импорта дешевых и субсидируемых электромобилей из Китая в ЕС представляет экономическую угрозу для автомобильной промышленности ЕС. Хотя от промышленности ЕС не было подано никакой официальной жалобы о возбуждении разбирательства, правила ЕС о запрете субсидий требуют от промышленности ЕС сотрудничать в расследовании.
В соответствии с юридическими требованиями правил ЕС и ВТО, перед публикацией Уведомления о инициировании были проведены предварительные консультации с правительством Китая.
Расследование должно продлиться 13 месяцев, а временные антисубсидирующие пошлины могут быть введены в течение 9 месяцев с момента начала расследования.
Европейская комиссия уже предупредила трех китайских производителей электромобилей, что они не предоставили достаточной информации для расследования. Представитель Европейской комиссии заявил, что новая дата объявления тарифов еще не подтверждена (ранее предполагалось, что информация о пошлинах будет объявлена 5 июня).
BYD — один из китайских автопроизводителей, надеющихся завоевать долю рынка в Европе, потенциально может столкнулся с дополнительными тарифами. Между тем, генеральный директор Stellantis Карлос Таварес назвал тарифы ЕС и США на китайские электромобили «ловушкой». В свою очередь Китай призвал Комиссию полностью прекратить расследование, назвав его «абсурдным» и не соответствующим международным нормам, говорится в заявлении МИД Китая.