Ежегодно 18 мая в мире проходит Международный день музеев. Вместе со всеми этот праздник в нынешнем году отметили и члены электростальской общественной организации “Военно-технический центр “Катюша”, появившейся в городе два года назад.
ВТЦ “Катюша” – это военный музей и отдельная экспозиция ретро автотехники.
“На нашем символическом дереве две ветки. Одна – это музей. Вторая – ретро автомобили”, – отметил руководитель организации Игорь Комолов.
История музея
Почти сорок пять лет назад восемь молодых электростальцев (к сожалению, не все сейчас живы), прослуживших вместе в одной роте, вернулись домой после демобилизации из рядов Советской Армии. В память о своей армейской службе и дружбе они для будущей музейной экспозиции решили собирать все, что, так или иначе было связано с армией, флотом и другими силовыми структурами Советского Союза, а также предметы обихода советских граждан, атрибутику и продукцию отечественного производства.
Реализация идеи началась в начале ноября 1979 года. Первыми экспонатами стали собственные кители, дембельские альбомы и личные вещи. Со временем к проекту стали присоединяться друзья, знакомые и родственники собирателей-энтузиастов, другие жители города, которые тоже рады были пополнить экспозицию музея. За прошедшее время было собрано несколько тысяч различных вещей и документов. Процесс этот продолжается и сегодня. Часть коллекции уже демонстрировалась на временных выставках.
Когда экспонатов оказалось много, возникла необходимость в создании специального музея для хранения всего собранного. Однако, многочисленные обращения к городским властям не дали никакого результата. Только два года назад за собственные деньги друзьям удалось снять в аренду помещение бывшего магазина общей площадью 100 м². Своими силами и при поддержке таких же увлеченных людей привели здание в надлежащее состояние и стали бесплатно проводить в нем экскурсии для школьников, студентов и других желающих.
“Платим за аренду, за тепло, за свет и коммуналку. Бизнес на этом не строим”, – рассказал руководитель ВТЦ “Катюша” Игорь Комолов.
В четырех залах посетители могут увидеть образцы военной формы – от рядового до генерала, точные копии различных видов оружия, фотографии и т.д. Есть уникальные материалы, рассказывающие об электростальцах, принимавших участие в Великой Отечественной войне, в ликвидации последствий Чернобыльской аварии. Планируется добавить к ним разделы о земляках воинах-интернационалистах, воевавших в составе Ограниченного контингента советских войск в Афганистане и участниках нынешней СВО.
Большой интерес представляет длинный коридор, где представлены экспонаты, подаренные санкт-петербургскими поисковиками, найденные ими в ходе поисковых работ на местах былых боев Великой Отечественной войны.
Ретро автотехника
В длинном коридоре также размещен деревянный макет памятника-мемориала, уменьшенный в 35 раз по сравнению с настоящим. Он посвящен электростальцам, воевавшим на фронтах Великой Отечественной войны и труженикам тыла, которые на местном механическом заводе изготавливали ракеты для знаменитых “Катюш”.
Центральным экспонатом мемориального комплекса должна стать машина БМ-13 «Кaтюшa». Именно с поиска автомобиля для такой установки залпового огня в 2016-м и началась история будущей коллекции ретро автотехники ВТЦ. Кстати, отсюда и его название.
К сожалению, найти шасси времен войны не удалось. Поэтому в ходе поисков остановились на автомобиле ЗИЛ-157КД, найденном по объявлению в интернете и продаваемом автобазой в Серпухове. Сошлись в цене и за свои деньги электростальцы приобрели данный экземпляр. Автотраритет находился в плачевном состоянии, но несмотря на все сложности собственными силами его восстановили до ходового состояния и полностью отреставрировали. Саму установку и ракеты к ней сделали с нуля на основе замеров, произведенных на оригинальной модели.
Поскольку планировалась использовать авотехнику в качестве памятника, ее делали в упрощенном виде. Исторической ценности она не имеет.
Семь лет назад был сделан макет, но самого памятника до сих пор нет. А 157-й стал использоваться по другому назначению – как участник в различных ретро мероприятий. Однако в любой момент он готов встать на постамент.
Сейчас в музейной коллекции электростальцев имеется еще два грузовика ЗИЛ-157, выпущенных в 1974 и 1985 годах, два “газона”. ГАЗ-63 – санитарный, изготовленный во второй половине 60-х, и 49-летний “бортовик” ГАЗ-51, фургоны ГАЗ-66 “Шишига” и ГАЗ-3308 “Садко”, а также мотоцикл Днепр-11 1990 г.в.
Особая гордость – две модели оригинальных “Катюш” на автошасси ЗИС-6 и американского Studebaker US6, собранные по специальному заказу почти целиком из родных комплектующих на одном из частных предприятий в Санкт-Петербурге.
Несколько лет назад для ретро автотехники на территории одного из закрытых заводов в 2 км от музея был построен большой ангар длиной 25 м, шириной 15 и высотой 6 м для хранения наиболее ценных пяти экземпляров автоколлекции. Среди них и все “Катюши”. Попасть сюда можно только вместе с руководителем ВТЦ “Катюша”.
Остальные машины стоят под навесами у своих владельцев на их частных участках.
Все транспортные средства на ходу и стоят на учете в госавтоинспекции. Время от времени автомобили совершают автопробеги в различные регионы Российской Федерации. Дважды они побывали в нашей стране – вначале в составе участников Международного бронепробега “Дорога мужества”, а чуть позже посетили Международный фестиваль в Орше, посвященный 80-летию боевого применения БМ-13 “Катюша” в Великой Отечественной войне.
Автотехника организации хорошо известна и в Электростали. Без них не обходятся многие городские мероприятия – праздники города и др. 9 мая нынешнего года они вновь проехали по городским улицам вместе с другими автораритетами.
P.S. Есть у Игоря Комолова и его друзей мечта – создать отдельный музей “Катюш”, где будут представлены модели реактивных установок, смонтированные на всех видах шасси, использовавшихся в годы Великой Отечественной войны, включая трактор СТЗ-5, танк Т-60 и др. По подсчетам, их было 15 типов.
Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото ВТЦ “Катюша”
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Двухдневный фестиваль “Тачки” прошел в Минске