Чем ближе открытие Музея Транспорта Москвы, тем больше появляется информации о восстановленных раритетах, которые станут частью постоянной экспозиции. Одним из последних таких проектов стало возвращение к жизни троллейбуса МТБ-82М.
История создания модели
МТБ расшифровывается как московский троллейбус, 82 – номер авиазавода Наркомата авиационной промышленности, на котором собирали эту модель. Она имела цельнометаллический кузов и стала первой серийной, производство которой началось после завершения Великой Отечественной войны.
Данную модификацию троллейбуса стали выпускать летом 1946 года. В отличие от других “восемьдесят вторых” (МТБ-82 и МТБ-82А) у “эмки” удлинили раму, увеличили габаритную ширину кузова, стало больше расстояние в салоне между креслами, а также возросло их количество. Всего было выпущено 147 таких машин. В конце 1947-го их производство завершилось. В российской столице МТБ-82М проработали до 1968 года. Потом их передали в другие города Советского Союза для дальнейшей эксплуатации.
Музейный экземпляр
О музейном экземпляре известно немного. Его собрали осенью 1946 года, и до списания в 1967-м он работал в Первом троллейбусном парке Москвы. К музейным работникам он попал в очень плохом состоянии. Его пришлось восстанавливать почти с нуля.
“Процесс реставрации оказался крайне сложны. Троллейбус пришлось сначала практически полностью разобрать, а затем кропотливо, по чертежам и фотографиям, собрать заново”, – отметила директор Музея транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
Реставраторы восстановили интерьер, ходовую часть и двигатель. Музейный экземпляр покрасили в его родной бежево-красный цвет. Позже, в начале 1947-го, появился МТБ-82Д, отличавшийся от предшественника усовершенствованной схемой электрооборудования и двигателем повышенной мощности.
МТБ-82Д в Минске
Осенью 1952 года в белорусской столице открылась первая троллейбусная линия, связавшая железнодорожный вокзал с Круглой площадью (теперь это площадь Победы). Ее протяженность составляла более шести километров. На маршрут выехали пять машин марки МТБ-82Д, созданные в российском городе Энгельсе Саратовской области. Много лет один из них простоял на постаменте в Первом троллейбусном депо Минска.
В 2002 году к юбилею открытия троллейбусного движения в городе данный электротранспорт отреставрировали. Он возглавил праздничную колонну минских троллейбусов, проехавших по улицам города. Кстати, этот “ветеран электротранспорта” в 2012-м снимался в российском художественном фильме “Шпион” – экранизации книги Бориса Акунина “Шпионский роман”.
В настоящее время троллейбус МТБ-82Д является экспонатом минского Музея городского пассажирского транспорта.
Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото автора и Музея транспорта Москвы
Автор выражает благодарность за оказанную помощь в подготовке материалов руководителю службы связей с общественностью Музея Транспорта Москвы Марии Коляго и сотрудникам Музея городского пассажирского транспорта Минска.