Трудяга МТБ-82М – новый отреставрированный экспонат Музея Транспорта Москвы

Трудяга МТБ-82М – новый отреставрированный экспонат Музея Транспорта Москвы

Чем ближе открытие Музея Транспорта Москвы, тем больше появляется информации о восстановленных раритетах, которые станут частью постоянной экспозиции. Одним из последних таких проектов стало возвращение к жизни троллейбуса МТБ-82М.

Трудяга МТБ-82М – новый отреставрированный экспонат Музея Транспорта Москвы_1
Восстановленный троллейбус МТБ-82М

История создания модели

МТБ расшифровывается как московский троллейбус, 82 – номер авиазавода Наркомата авиационной промышленности, на котором собирали эту модель. Она имела цельнометаллический кузов и стала первой серийной, производство которой началось после завершения Великой Отечественной войны.

Данную модификацию троллейбуса стали выпускать летом 1946 года. В отличие от других “восемьдесят вторых” (МТБ-82 и МТБ-82А) у “эмки” удлинили раму, увеличили габаритную ширину кузова, стало больше расстояние в салоне между креслами, а также возросло их количество. Всего было выпущено 147 таких машин. В конце 1947-го их производство завершилось. В российской столице МТБ-82М проработали до 1968 года. Потом их передали в другие города Советского Союза для дальнейшей эксплуатации.

Музейный экземпляр

О музейном экземпляре известно немного. Его собрали осенью 1946 года, и до списания в 1967-м он работал в Первом троллейбусном парке Москвы. К музейным работникам он попал в очень плохом состоянии. Его пришлось восстанавливать почти с нуля.

Трудяга МТБ-82М – новый отреставрированный экспонат Музея Транспорта Москвы_2
Троллейбус МТБ-82М во время реставрации

“Процесс реставрации оказался крайне сложны. Троллейбус пришлось сначала практически полностью разобрать, а затем кропотливо, по чертежам и фотографиям, собрать заново”, – отметила директор Музея транспорта Москвы Оксана Бондаренко.

Реставраторы восстановили интерьер, ходовую часть и двигатель. Музейный экземпляр покрасили в его родной бежево-красный цвет. Позже, в начале 1947-го, появился МТБ-82Д, отличавшийся от предшественника усовершенствованной схемой электрооборудования и двигателем повышенной мощности.

МТБ-82Д в Минске

Осенью 1952 года в белорусской столице открылась первая троллейбусная линия, связавшая железнодорожный вокзал с Круглой площадью (теперь это площадь Победы). Ее протяженность составляла более шести километров. На маршрут выехали пять машин марки МТБ-82Д, созданные в российском городе Энгельсе Саратовской области. Много лет один из них простоял на постаменте в Первом троллейбусном депо Минска.

В 2002 году к юбилею открытия троллейбусного движения в городе данный электротранспорт отреставрировали. Он возглавил праздничную колонну минских троллейбусов, проехавших по улицам города. Кстати, этот “ветеран электротранспорта” в 2012-м снимался в российском художественном фильме “Шпион” – экранизации книги Бориса Акунина “Шпионский роман”.

Трудяга МТБ-82М – новый отреставрированный экспонат Музея Транспорта Москвы_3
Троллейбус МТБ-82Д, восстановленный в 1-м троллейбусном депо
Трудяга МТБ-82М – новый отреставрированный экспонат Музея Транспорта Москвы_4
Парад троллейбусов в Минске

В настоящее время троллейбус МТБ-82Д является экспонатом минского Музея городского пассажирского транспорта.

Трудяга МТБ-82М – новый отреставрированный экспонат Музея Транспорта Москвы_5
МТБ-82Д экспонат Музея транспорта в Минске
Трудяга МТБ-82М – новый отреставрированный экспонат Музея Транспорта Москвы_6
Афиша Музея городского транс порта в Минске

Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото автора и Музея транспорта Москвы

Автор выражает благодарность за оказанную помощь в подготовке материалов руководителю службы связей с общественностью Музея Транспорта Москвы Марии Коляго и сотрудникам Музея городского пассажирского транспорта Минска.


Интересное

Мастер-моделист Андрей Якубовский

Автокросс в Гродно: выигрывают те, кто доезжает до финиша!

Автокросс в Гродно: первый день неудач и побед

Команду «МАЗ-СПОРТавто» на Международном ралли «Шёлковый путь» представят три экипажа

На стоянках в Минска находится 420 неэксплуатируемых ТС

Audi и Volvo оказались в самом низу рейтинга качества новых автомобилей в США