Заводская команда “МАЗ-СПОРТавто” Минского автозавода сегодня хорошо известна как участница многочисленных международных автомобильных ралли-рейдов. Однако далеко не все автозаводцы да и жители Республики Беларусь помнят, что в далеком 1997 году спортивный грузовик МАЗ-6317 дебютировал на подобном соревновании – “Мастер-ралли-97”.
Предыстория дебюта
20 августа в Париже стартовал седьмой этап Кубка мира по внедорожным ралли-рейдам “Мастер-ралли -97”. Его участники сначала доехали до Венеции, оттуда на грузовых самолетах “Руслан” их доставили в город Туркменбаши (бывший Красноводск). А далее свои ходом авто и мототехника двигалась по территории Туркмении, Узбекистана, Казахстана и России. Пройдя свыше 11 тысяч километров, 6 сентября марафон финишировал на Красной площади в российской столице в разгар празднования 850-летия Москвы.
Подготовка к соревнованию
Инициатором участия Минского автозавода в международном автофмарафоне стал Андрей Бирюков – директор ЗАО “Яровит” – дилера МАЗа. Его предложение получило поддержку у руководства столичного автопредриятия.
“Это была полностью инициатива Андрея Бирюкова”, – рассказал занимавшийся тогда организацией поездки белорусских журналистов на соревнование директор ООО “Агентство Деловых связей” Валентин Лопан и уточнил: ”Андрей Михайлович договорился, что МАЗ выступит техническим партнером соревнования”.
Технический партнер обеспечивает перевозку на своих машинах хозяйственного инвентаря и других грузов, необходимых для команд-участниц ралли.
По договоренности с организаторами соревнования минчане должны были обеспечивать техническую поддержку участников, начиная с Туркменбаши и до финиша всего ралли.
Специально для этой цели автозаводцы изготовили пять автомобилей на автошасси МАЗ-63172 – три машины для перевозки емкостей с топливом и еще два – для эвакуации поврежденной автотехники, а также автотехпомощь и топливозаправщик на шасси МАЗ-63171. Базой для всех моделей послужил полноприводный 3-осный грузовик МАЗ-6317. Тогда эта новая модель, созданная в основном для военных целей, проходила еще испытания и обкатку, и ее участие в “Мастер-ралли-97” стало реальной возможностью показать эту машину “в боевых условиях”.
В состав “технического персонала” также входили бортовой автомобиль МАЗ-6303 и автопоезд, состоявший из седельного тягача МАЗ-64229 и полуприцепа МАЗ-938662.
Спортивный экипаж
Кроме технической поддержки для автомарафона готовился и спортивный экипаж, который должен был принять участие (вне зачета) в первом чемпионате России по внедорожным ралли-рейдам, проходившему по маршруту от Байконура до Москвы. Пилотом стал водитель-испытатель отдела дорожных испытаний Петр Орсик, механиком – его коллега Иван Кужельный, а штурманом – специально приглашенный в команду Валерий Козловский, занимавшийся много лет спортивным ориентированием на местности (“охота на лис”).
Что касается боевого автомобиля, то им стал серийный 25-тонный МАЗ-6317 грузоподъемностью 11 т с платформой объемом 27,5 м³, оснащенный 425-сильным двигателем ТМЗ-8424 российского производств. По техническим требованиям предстоящей многодневной гонки на автотехнику дополнительно установили каркасы безопасности в кузове и в кабине. А еще покрасили в фирменный желто-красный цвет ЗАО “Яровит”. Красный – также является корпоративным цветом и для нынешнего ОАО “МАЗ” – управляющая компания холдинга “БЕЛАВТОМАЗ”.
Всех “железных коней” из столицы Республики Беларусь оснастили навигацией, присланной из Франции.
Отправка на соревнование
13 августа вся автомобильная техника, предназначенная для сопровождения авторалли, отправилась в Туркменбаши своим ходом и приехала туда накануне прибытия участников соревнования. И в дальнейшем, начиная с 26 августа, грузовики сопровождали весь караван до завершения “Мастер-ралли-97”.
Через неделю таким же способом в далекий путь отправились и спортсмены. Данная поездка не обошлась без приключений. Два раза в машине заклинивало ступицу переднего правого колеса. Первый раз это произошло около российского Брянска. Ее удалось заменить на новую, привезенную специальным автотранспортом из Минска. Второй – уже в Казахстане за 300-400 км до Байконура. С помощью имевшихся в наличии запчастей и смекалки экипаж установил некомплектную. Планировалось, что перед стартом вместо дефектной детали установят новую, которую привезет “техпомощь”. Однако она опоздала к началу соревнования и догнала автозаводцев только через три дня. Поэтому было принято решение продолжать движение по маршруту чемпионата России по внедорожным ралли-рейдам с ранее установленным колесом.
Чемпионат России по внедорожным ралли-рейдам
Прибыв на Байконур накануне старта, минчане прошли все необходимые комиссии – медицинскую, техническую и административную. Правда, оказалось, что каркас безопасности в кабине закреплен неправильно. Поэтому пришлось срочно поменять его крепление.
Преодолев все сложности, утром 2 сентября вместе с другими участниками соревнования белорусские спортсмены на своем автомобиле отправились в путь. Протяженность первого 5-этапного Чемпионат России по внедорожным ралли-рейдам составила более 3000 км.
В ходе самого соревнования возникали различные проблемы, связанные, в основном, с недостатком опытом у заводского экипажа. Хватало и поломок.
“На одном из этапов вышла из строя турбина. На другом – повредили передний карданный вал. Ломался опорный кронштейн задней балки кабины. Возникали и другие дефекты. Что-то меняли, что-то ремонтировали”, – отмечал Петр Орсик.
Несмотря на возникающие по ходу движения проблемы, красно-желтый МАЗ-6317 под номером 705 вместе с другими авто и мототранспортными средствами успешно финишировал 6 сентября в Москве на Красной площади.
После возвращения в Минск вся автотехника была выставлена возле центральной проходной родного предприятия, и все желающие смогли ее увидеть и сфотографироваться вместе с ней.
В целом, выступление спортивного экипажа было признано успешным. На Минском автозаводе была создана конструкторская группа, одной из задач которой стала подготовка автотехники для технического сопровождения следующего “Мастер-ралли-98”. Однако из-за финансовых и политических проблем оно не состоялось.
Судьба автомобиля
После выступления в “Мастер-ралли -97” в феврале 1998-го спортивный МАЗ-6317 принял участие во 2-х зимних соревнованиях по трак-триалу, проходивших на полигоне в подмосковном городе Бронницы Специально для данного соревнования в грузовик внесли некоторые конструктивные изменения. У автомобиля усилили редуктор переднего моста, изменили конструкцию рулевой трапеции, были усилены также элементы редуктора среднего моста, подвески, крепления кабины, расширен диапазон коробки передач. Прежнюю грузовую платформу заменили на другую, укороченную.
На этот раз выступление белорусского экипажа оказалось не столь успешным. Машина с пилотом Иваном Кужельным и штурманом водителем-испытателем Владимиром Семеновым не вошла в тройку победителей.
Последним выступлением спортивного МАЗ-6317 стали двухдневные соревнования – первый Кубок России по ралли-рейдам “Дерби-98”, проходившие в июле в рамках празднования 370-летия Красноярска. И вновь за рулем был Иван Кужельный. Грузовик не без приключений добрался до финиша, но призового места не занял. Домой машина приехала своим ходом и привезла на сцепке частично разобранную техпомощь. Спустя некоторое время уже на автозаводе участника трех спортивных баталий из-за возраста списали.
P.S. Вплоть до “Шелкового пути-2010” спортсмены Минского автозавода больше не участвовали в автомобильных ралли-рейдах. Водителем нового спортивного автомобиля МАЗ-5309RR вновь стал Петр Орсик. Сейчас он продолжает работать на автозаводе.
После создания заводской команды “МАЗ-СПОРТавто” Валерий Козловский стал ее первым начальником и на протяжении нескольких лет занимал эту должность. А Иван Кужельный, к сожалению, умер.
Автор выражает благодарность за предоставленные материалы Петру Орсику, Директору ООО “Агентство Деловых связей” Валентину Лопану и водителю-испытателю НАН РБ Сергею Круку.
Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото автора и В.Лопана
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
МАЗ-502А – редкая модель из автоколлекции Александра Гончарова