О таких людях большинство жителей Советского Союза узнали в 80-е годы прошлого века. Именно в это время благодаря усилиям популярного научно-технического журнала “Техника молодежи” стали проводиться ежегодные автопробеги самодельных автомобилей по различным регионам страны. В них участвовали десятки разнообразных конструкций, неизменно вызывавших большой интерес и восхищение у присутствующей публики. Чуть позже появилась передача “Это вы можете”, где авторы таких машин рассказывали о своих творения. Как правило, никто из них не был профессионалом, а любимому занятию посвящал свободное от основной работы время.
К данной категории конструкторов относился и участник Великой Отечественной войны Константин Иванов, который на протяжении нескольких десятилетий создавал такие колесные экипажи в домашних условиях.
Мечта об изготовлении этих моделей у самодельщика появилась довольно давно, когда он работал водителем в одном из государственных предприятий. Но за ее реализацию он взялся гораздо позже, устроившись слесарем-жестянщиком на смоленской обувной фабрике. Это был такой мастер-виртуоз, что вопреки всем правилам и инструкциям руководство разрешило ему пользоваться цеховыми станками для личных нужд. И интенсивная работа закипела.
Прежде всего, изобретатель занялся разработкой чертежей будущей машины. Вызывает удивление, как человек, не имеющий профессионального образования и знаний, смог разработать необходимую документацию. На своем огороде он построил гараж-мастерскую, где и происходила практическая реализация первого проекта.В качестве основы для создаваемой автотехники автор использовал старый “Запорожец”. Однако многие детали пришлось изготавливать самому в домашних или заводских условиях.: подвески, муфты, штамповать кузов и пр.
Несмотря на все невзгоды и трудности, через несколько лет труд увлеченного человека увенчался успехом.
“Я была тогда еще маленькой девочкой и училась в школе. Вокруг дома стояла изгородь, но в тот день пришлось ее разобрать, чтобы выгнать машину на улицу. Посмотреть на первый выезд собралось очень много людей. Отец завел ее и она поехала. Сколько радости было у него в глазах”, – таким запомнился день испытаний дочери российского “самоделкина” Любови Егоренковой, сейчас проживающей в Беларуси.
В честь жены свое творение автор назвал “Катюшей” и сделал соответствующую надпись на корпусе автомобиля.
Через несколько дней на собственном автотранспортном средстве семья отправилась в пробный пробег в Ржев, где проживали родители, а потом и в Москву. В этих поездках “железный друг” не подвел и проявил себя с наилучшей стороны. Сейчас первенец самодеятельного творчества находится в Смоленске.
Спустя десятилетие, в 1982 году, появилась вторая модель, сконструированная на базе “Волги” вместе с сыном. Одной из особенностей новой автомобильной техники явилось днище ее корпуса, сделанное из нержавеющей стали. Изделие совместного изготовления Иванов-старший подарил Иванову-младшему.
Еще через некоторое время мастер – самодельщик собрал и третью свою модель. На этот раз он использовал “Москвич-412”. Двигатель и ряд других конструктивных элементов остались стандартными. А вот один из мостов и многое другое – самодельные. Из-за того, что подвеска продольно-поперечная комиссия долго не хотела регистрировать данное транспортное средство.
Пятиместная легковушка с двумя боковыми дверями имеет закрытый кузов из нержавеющий стали. Установленный топливный бак от ЗАЗ-968 имеет емкость 40 л. В салоне спереди имеются самодельные кресла для шофера и пассажира с ремнями безопасности.
К категории авторских относятся также: трехместное заднее сидение, стеклоочистители, противосолнечные козырьки и прочее. Карданный вал, задний мост с подвеской на продольных полуэллиптических рессорах с телескопическими гидравлическими амортизаторами от “Жигулей”. Почти 4,5-метровый автомобиль снаряженной массой 970 кг оснащен силовым агрегатом 55 кВт и в “молодые годы” мог развивать скорость до 87 км/ч.
Отец подарил машину дочери. И самоделка много лет находилась в белорусской столице.
P.s. К сожалению, Константин Иванов умер. А вот все его модели до сих пор живы. Первая и третья находятся в Смоленске, вторая – в Одессе.
Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото автора и Л.Егоренковой
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Москвич-427 – редкий автораритет в Минске