То, что произошло в воскресенье вечером на венгерской трассе Хунгароринг, запомнится надолго. Лихо закрученным голливудским сюжетом гонки, и непрофессионализмом капитанского мостика McLaren. Когда на пустом месте они придумали сами себе проблему, а потом героически, умоляя пилота, все вернуть назад. А также столкновением Макса Ферстаппена и Льюиса Хэмильтона (как в старые добрые времена — сарказм).
Основные выводы после гонки в Венгрии.
Первое. Команда McLaren отныне будет бороться за победы в каждой оставшейся гонке чемпионата. Но, кажется, внутри команды все еще не верят в это, отчего совершают досадные тактические ошибки. Но об этом чуть ниже.
Второе. Ферстаппен нервничает, когда уступает по скорости более быстрым болидам. И его нервозность все больше вносит раскол внутри команды. Плюс Макс начинает рисковать и совершать ошибки. Да и форма Серхио Переса вызывает большие вопросы. Есть вероятность, что его вот-вот заменят на более быстрого пилота. Кто это будет? Пока не ясно. Но кандидатов хватает.
Третье. Команда Mercedes и Льюис Хэмильтон воспрянули духом. Сейчас они третья сила в пелетоне после McLaren и Red Bull. Семикратный чемпион мира вновь в борьбе, вновь на подиуме. Он хладнокровен, спокоен и выжимает из каждой гонки все возможное.
Четвертое. Команда Ferrari откатилась на четвертое место по скорости. Запаса очков пока хватает, но ей уже пришлось потесниться в Кубке конструкторов и уйти на третье место. McLaren включается в борьбу за Кубок в командном зачете!
Пятое. При сверхнадежности болидов впереди и отсутствии аварий на очки в гонках могут претендовать только Aston Martin, RB и Haas. Остальным: Sauber, Williams и Alpine ловить нечего. Особенно удручает положение Alpine. Вероятно, на этом сезоне они поставили крест. И в оставшихся гонках будут тестировать новинки с прицелом на 2025 и 2026 годы.
А теперь о ключевых событиях в гонке. Норрис и Пиастри стартовали с первого ряда. Вероятно, у них с командой была договоренность, кто первый войдет в первый поворот, тот и победитель. Второй не будет мешать, а лишь прикрывать напарника от возможных атак соперника в лице Макса Ферстаппена. Но Ландо старт проспал. И уступил лидерство Оскару. А вот Макс умудрился за пределами трассы обойти Ландо, но чуть позже вернул позицию из-за угрозы штрафа. Дальше оба McLaren стали заметно отрываться от всех. И Ферстаппен попросил команду что-нибудь придумать с тактикой пит-стопов, чтобы попробовать навязать борьбу McLaren. Но попытка скопировать тактику соперников ни к чему не привела. Напротив, Макс после пит-стопов оказывался все дальше и дальше от подиума. Что привело к неприятным радийным переговорам с командой. А затем и к столкновению с Хэмильтоном в первом повороте в борьбе за третье место. Льюис старался не уступать Максу. И первая их дуэль закончилась в пользу британца. Но со второй попытки Макс протиснулся на более позднем торможении чуть вперед по внутренней траектории, а в этот момент Льюис входил в поворот. Произошло столкновение. Хэмильтон поехал дальше к третьему месту на финише, а Ферстаппен получил повреждения на своей машине и откатился на пятое место. Судьи оставили инцидент без штрафа. «У нас не было темпа, чтобы бороться сегодня с McLaren и Red Bull, но мы смогли удержаться в начале гонки, хотя это было очень и очень сложно, и при этом контролировать износ шин, — вспоминал после гонки семикратный чемпион мира. – В конце у меня была плотная и волнительная борьба с Максом, но это гонки. Меня это не нервирует. Когда я видел, как он сокращал отставание в последних поворотах, то просто смеялся про себя, поскольку не мог ничего с этим поделать. Я видел, как Макс приближается, и он мог тормозить намного позже меня, но затем он занял внутренний радиус, я остался на своей траектории, он задел колесо и подлетел вверх. Я считаю это гоночным инцидентом».
«Разумеется, я недоволен. Сегодня нам не хватало скорости относительно McLaren, но мы сохраняли надежду и надеялись что-то предпринять за счет стратегии, но сегодня не тот случай, — парировал Макс Ферстаппен. – Во-первых, против нас провели «подрезку». Приятного мало, но ладно. Мы старались продлить отрезок, но мой темп был не очень высоким. На шинах Hard я старался сократить отставание, но на довольно продолжительное время застрял позади Льюиса. Я потерял очень много времени. Мой темп на тех шинах не был фантастическим, но его можно назвать неплохим, но я не смог им воспользоваться, поскольку застрял. Затем команда вновь оставила меня на трассе, и после пит-стопа я оказался в трафике из круговых. В день, когда ваша машина не самая быстрая, нужно стараться компенсировать это за счет стратегии. Но когда ты выезжаешь позади круговых, то твои шины перегреваются, особенно на такой жаре. В прошлом году, когда машина была намного быстрее, мы могли себе позволить подобные вещи, но не сейчас. Сложная гонка, но я мог добиться большего. Я остаюсь реалистом и понимаю, что мы не смогли бы опередить McLaren, но третье место было возможно, если бы мы все сделали правильно. Я проводил обгон, когда Льюис начал смещаться на торможении. Я заблокировал колеса только из-за того, что он повернул вправо. Льюис начал поворачивать уже во время торможения, но так нельзя делать. Именно поэтому я заблокировал колеса. В противном случае мы бы столкнулись, поскольку он поворачивал в меня. Если бы мы придерживались лучшей стратегии, то я не оказался бы в такой позиции, и ничего этого не было бы. Переговоры по радио? За что я должен извиняться? Я не думаю, что нужны извинения, мы просто должны лучше делать свою работу. Я не знаю, почему люди считают, что я не мог злиться по радио. Это же спорт! Если это кому-то не нравится, то пусть остаются дома».
«Нам срочно нужна перезагрузка. В первых трех гонках мы думали, что нас ждет точно такой же сезон, как в прошлом году, но затем произошел внезапный поворот. Макс к такому не привык, и мы не привыкли к тому, что приходится так упорно бороться с соперниками. Конечно, такая борьба нравится болельщикам и прессе, но нам приходится терпеть, но, в конце концов, мы должны справиться с ситуацией, — заявил консультант Red Bull по автоспорту Хельмут Марко. – Мы по-прежнему лидируем в личном зачете и Кубке конструкторов. Впереди еще много гонок, поэтому нет смысла делать вид, что все потеряно. Но мы больше не можем себе позволить совершать даже малейшие ошибки».
Что касается пилотов McLaren, которые уверенно и с большим отрывом спокойно ехали на финиш к победному дублю. Ситуация стала нервной по вине тактиков команды. Когда пришло время второго планового пит-стопа, они ошибочно позвали в боксы не лидера гонки, а Ландо Норриса. После этой ошибки команда растерялась и Пиастри позвала в боксы для замены шин чуть позже. Ландо, как истинный спортсмен, на новых шинах стал ехать значительно быстрее напарника. И быстро сократил отставание. А когда Оскар выехал из боксов, то Ландо стал лидером гонки! После этого было много унизительных и настойчивых переговоров с Ландо по радио от различных руководителей команды, которые грозили ему, умоляли его притормозить и намекали на договоренность перед стартом. Это все было похоже на фарс. Все это продолжалось более полутора десятков кругов. В итоге Норрис сдался и пропустил напарника на стартовой прямой, заметно снизив скорость. Оба они так и финишировали. Вначале Оскар, а потом Ландо. «Инженеру Ландо, пришлось не один раз обращаться к нему по радио, но именно такой подход к гонкам практикует наша команда, и пилоты это знают. Мы все – команда, Ландо и Оскар – вместе движемся по восходящей траектории, никто из нас не может делать этого в одиночку. Именно об этом мы говорили утром перед стартом гонки, — прокомментировал размен позициями руководитель команды McLaren Андреа Стелла. – Пилотам надо это напоминать, именно поэтому каждое воскресенье мы проводим такое совещание. И сегодня мы очень довольны тем, как действовали наши пилоты. Для меня это главная новость дня. Потом у нас будет возможность все обсудить с Ландо и Оскаром, но суть в том, что мы показали два первых результата в квалификации и заняли два первых места в гонке. Это невероятное достижение, я хотел бы поблагодарить всю команду за то, что благодаря ее усилиям это стало возможным. Разумеется, я не знаю ни одного гонщика, который, лидируя, будет рад слышать, что ему придется поменяться позициями с напарником. Такого не бывает, такова природа гонщиков. Именно поэтому нам приходится проводить совещания перед стартом каждой гонки. Но правда и то, что если гонщик претендует на высокие результаты в чемпионате – прежде всего я говорю о Ландо – то ему понадобится помощь напарника и поддержка команды. Думаю, что мы продолжим двигаться вперед именно так».
Спорный, на мой взгляд, вывод. Но, тем не менее, поздравляем Пиастри с победой! «Оскар» этому Оскару. Простите за каламбур.
Следующий, четырнадцатый этап первенства – Гран-при Бельгии (Спа) – пройдет 28 июля. Спешите видеть!
«Формула-1». Результаты Гран-при Венгрии-2024
№ | Старт | Пилот | Страна | Команда | Время/отставание | Питы |
1 | 2 | Оскар Пиастри | Австралия | McLaren | 1:38:01.989 | 2 |
2 | 1 | Ландо Норрис | Великобритания | McLaren | +2.141 | 2 |
3 | 5 | Льюис Хэмильтон | Великобритания | Mercedes | +14.880 | 2 |
4 | 6 | Шарль Леклер | Монако | Ferrari | +19.686 | 2 |
5 | 3 | Макс Ферстаппен | Нидерланды | Red Bull | +21.349 | 2 |
6 | 4 | Карлос Сайнс | Испания | Ferrari | +23.073 | 2 |
7 | 16 | Серхио Перес | Мексика | Red Bull | +39.792 | 2 |
8 | 17 | Джордж Расселл | Великобритания | Mercedes | +42.368 | 2 |
9 | 10 | Юки Цунода | Япония | RB | +1:17.259 | 1 |
10 | 8 | Лэнс Стролл | Канада | Aston Martin | +1:17.976 | 2 |
11 | 7 | Фернандо Алонсо | Испания | Aston Martin | +1:22.460 | 2 |
12 | 9 | Даниэль Риккардо | Австралия | RB | +1 круг | 2 |
13 | 11 | Нико Хюлькенберг | Германия | Haas | +1 круг | 2 |
14 | 13 | Алекс Элбон | Тайланд | Williams | +1 круг | 2 |
15 | 15 | Кевин Магнуссен | Дания | Haas | +1 круг | 2 |
16 | 12 | Валттери Боттас | Финляндия | Sauber | +1 круг | 2 |
17 | 14 | Логан Сарджент | США | Williams | +1 круг | 3 |
18 | 19 | Эстебан Окон | Франция | Alpine | +1 круг | 3 |
19 | 18 | Гуаньюй Чжоу | Китай | Sauber | +1 круг | 2 |
— | ПЛ | Пьер Гасли | Франция | Alpine | Гидравлика | |
ПЛ – старт с пит-лайн. | ||||||
Лучший круг: Джордж Расселл (Mercedes) – 1:20.305 (55-й круг, 196.396 км/ч) |
«Формула-1». Личный зачет
Место | Пилот | Очки |
1 | Макс Ферстаппен | 265 |
2 | Ландо Норрис | 189 |
3 | Шарль Леклер | 162 |
4 | Карлос Сайнс | 154 |
5 | Оскар Пиастри | 149 |
6 | Льюис Хэмильтон | 125 |
7 | Серхио Перес | 124 |
8 | Джордж Расселл | 116 |
9 | Фернандо Алонсо | 45 |
10 | Лэнс Стролл | 24 |
11 | Нико Хюлькенберг | 22 |
12 | Юки Цунода | 22 |
13 | Даниэль Риккардо | 11 |
14 | Оливер Берман | 6 |
15 | Пьер Гасли | 6 |
16 | Кевин Магнуссен | 5 |
17 | Алекс Элбон | 4 |
18 | Эстебан Окон | 3 |
«Формула-1». Кубок конструкторов
Место | Команда | Очки |
1 | Red Bull | 389 |
2 | McLaren | 338 |
3 | Ferrari | 322 |
4 | Mercedes | 241 |
5 | Aston Martin | 69 |
6 | RB | 33 |
7 | Haas | 27 |
8 | Alpine | 9 |
9 | Williams | 4 |
10 | Sauber | 0 |
Материал подготовил Николай Ковалевский
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Гран-при Великобритании: лихо закрученный сюжет