С 16 по 19 мая в Волгоградской области проходит баха «Арчеда», которая имеет статусы первого этапа Кубка России в дисциплинах N2, R и N, второго этапа чемпионата России по ралли-рейдам в зачете грузовиков Т5, а также чемпионата Волгоградской области по ралли рейдам в дисциплинах «Абсолютный», N2 и R. Покорить «Арчеду» приехали 32 экипажа из 21 города России и Белоруссии. За три гоночных дня пилотам предстоит преодолеть три этапа, пять спецучастков и почти 420 километров по бездорожью.
«Арчеда» показала свой суровый нрав еще до начала основных стартов: 16 мая 2024 года во время тренировок первые потери понесла категория грузовиков Т5 — на МАЗ Алексея Вишневского возникли проблемы с двигателем, что послужило причиной схода с дистанции еще до первого СУ. Также едва не вылетел с трассы тренировочного 15-километрового круга один из двух УРАЛов — так же подвело железо. Но в целом тренировочный день прошел успешно и продуктивно, механики делали последние настройки техники, а пилоты присматривались к соперникам.
В пятницу 17 мая, после завершения административных проверок и технических инспекций, к старту соревнований были допущены 28 экипажей из 32 значившихся в предварительных списках. Наибольшее количество участников собрал зачет багги N2 — 10 мотовездеходов. Тяжеловесов в грузовой категории Т5 в этот раз тоже немало — тремя экипажами приехала в Волгоградскую область «Синяя армада» (КАМАЗ-мастер), по два грузовика выставили команды ГАЗ Рейд спорт, МАЗ-СПОРТавто, URAL MOTORSPORT. В зачете Рейд-спорт биться за подиум будут семь автомобилей, среди которых ГАЗЕЛЬ NN с новой экспериментальной коробкой передач. А в национальном зачете, в котором выступают автомобили отечественного производства, на сей раз лишь два автомобиля попробуют побороться за призовые места.
Первый скоростной спецучасток, он же пролог, небольшой — всего 20 километров. Но все же он оказался сложным. Лесистые участки вперемешку с кочкарником, песками, оврагами, а также ходовыми отрезками заставили попотеть и пилотов, и штурманов. Пролог показал, что в грузовом зачете чемпионата России по ралли-рейдам просто точно не будет. Лучшее время на прологе показал экипаж «Синей армады» под управлением Богдана Каримова. Он на 2 секунды опередил белоруса Сергея Вязовича и 15 секунд привез сокоманднику Дмитрию Сотникову. Еще один экипаж «КАМАЗ-мастер» Эдуарда Николаева финишировал на ССУ на четвертом месте, а Виталий Мурылев из МАЗспорт-авто замкнул пятерку сильнейших грузовиков. УРАЛы завершили пролог на шестом и седьмом местах, а экипажи ГАЗ Рейд спорт Владимира Мойсеева и Михаила Шкляева — на восьмом и девятом соответственно. Но отставания пока незначительные, и плотность результатов высокая, так что борьба ожидается крайне интересная.
Богдан Каримов, пилот команды КАМАЗ-мастер:
Пролог представлял собой быстрый песчаный трек, петляющий по бугристой песчаной поверхности. Резкие 90-градусные повороты порой требовали резких замедлений и быстрого набора скорости практически с нуля. Трасса широкая, но местами проезд грузовикам сужали деревья. Особенно понравился начальный трехкилометровый отрезок, изобиловавший зрелищными, на радость собравшимся болельщикам, трамплинами в стиле мотокроссовой трассы.
Михаил Шкляев, пилот команды ГАЗ-Рейд Спорт:
Среди грузовиков на этом этапе, да и во всем чемпионате, будет жесткая борьба. Машин много, наполнение в классе большое – 10 машин! Но, к сожалению, у автомобиля Алексея Вишневского из МАЗ-СПОРТавто на тренировках что-то случилось с двигателем, в результате белорусы участвуют вместо трех двумя экипажами. Еще два выставила команда URAL MOTORSPORT. Трасса пролога очень интересная. Обычно пролог – небольшой спецучасток для расстановки стартовых позиций на основную гонку, но сегодня он был достаточно приличный — 20 километров. Как говорят, он полностью характеризует всю трассу соревнований: сегодня были лес, песок, кочкарник, ходовые участки и даже брод. Первый день удался, поломок нет. Провели небольшое техническое обслуживание, выбрали стартовые номера — завтра мы стартуем восьмыми, Володя Моисеев и Александр Лагута – девятые. Если Семенов и Охотников в этот раз больше выступают в роли экспериментаторов, то мы в Чемпионате России бьемся за очки. Что Астраханские гонки, что «Арчеда» — этапы, выступающие подготовкой к «Шелковому пути». Все спортсмены готовятся, изучают новые приемы, настраивают машины, пробуют и меняют настройки.
В Кубке России по ралли-рейдам по итогам пролога лидерство в абсолюте и в зачете N2 у Никиты Мазепина, выступающего за команду 99 Rasing на CAN-AM Maverick X3 XRS Turbo RR. Он преодолел ССУ за 16 минут и 49 секунд. С отставанием от него в 34 секунды вторым финиш взял Андрей Бокша на Polaris RZR Pro R. А третье время показали пилоты из Татарстана — Азат Минниханов и Ильназ Гизатуллин прошли спецучасток за 17 минут 35 секунд и всего 46 секунд уступают Мазепину.
В Рейд-спорт лидерство захватили «прототипы». Андрей Рудской на G-Force BARS из Санкт-Петербурга промчал первый скоростной спецучасток за 17 минут 40 секунд, финишировав на четвертом месте «абсолюта» и первом в категории R. Второе место по итогам пролога у волгоградского пилота Алексея Кузнецова на NISSAN NP-300,а третье за экипажем LADA NIVA SPORT Михаила Митяева и Егора Охотникова. Четвертое место в Рейд-спорте по результатам ССУ у еще одного экипажа команды LADA NIVA SPORT под пилотированием Дмитрия Воронова.
Андрей Рудской, пилот команды НГ-Энерго:
Мы проехали пролог 20 км. У нас все хорошо, ошибок не было. Но впереди шел грузовой канал, который сильно разрывает песчаные дорожки, песок. Скорость из-за этого, естественно, сильно падает. Угадали с давлением. Конечно, чувствуется отсутствие вката. Но я думаю, что за завтрашний день это пройдет. Мы специально для этого приехали. Сейчас ожидаем выбор позиций. Предварительный мониторинг дает какой-то сбой не очень понятно сейчас какой результат. Ждем завтра.
Александр Семенов и Дмитрий Охотников из команды ГАЗ Рейд спорт пока на пятой строчке в своем зачете и отставание от Андрея Рудского составляет 3 минуты и 51 секунду, и есть все шансы отыграть потерянное время.
Александр Семенов, пилот команды ГАЗ-Рейд Спорт:
Гонка сегодня выдалась более песчаная. Песок тяжелый и нагрузка на коробку и привода идет очень большая. На прологе были овраги, густой лес, и машине тяжеловато, очень сильно греется. Конкуренты у нас в зачете все сильные, много прототипов, пришедших с категории Т1, но мы стараемся догонять их и бороться на равных. Все покажет завтрашний день. Пока по машине все хорошо, проблем нет.
Команда серьезно готовила автомобиль и приехала на баху «Арчеда» тестировать новую коробку передач и трансмиссию. Как рассказал спортивный директор ГАЗ Рейд спорт, этот этап для команды очень важен, ведь именно сейчас есть последняя возможность проверить и настроить машины перед серьезным испытанием — ралли-марафоном «Шелковый путь».
Вячеслав Субботин, спортивный директор команды ГАЗ-Рейд Спорт:
Кубок страны – хорошие компактные соревнования, этапы которого проводятся в разных регионах нашей страны. Кубковые гонки – идеальная возможность проверить те конструкторские решения, которые используются на этапах Чемпионата России по ралли-рейдам. Работа по усовершенствованию наших автомобилей идет постоянно, и, конечно, основной ее объем приходится на межсезонье. Однако перед большой серьезной гонкой, такой как ралли-марафон «Шелковый путь», тоже серьезно работаем над техникой. Так, на гоночную ГАЗЕЛЬ NN мы поставили новую коробку передач от компании FOTON. Мы с ними уже давно сотрудничаем как по двигателям, так и по трансмиссии. FOTON делает хорошие коробки и раздаточные системы, и нам нужно проверить эти решения. Крутящий момент в двигателе возрос, мощность увеличилась, а значит скорость и надежность также должны стать выше. Одновременно ведем работу по шестиступенчатой коробке, чтобы применить эти решения именно для автоспорта. Нет способа лучше протестировать машины, как проверить их на песчаной гонке в «Арчеде». Наш экипаж Александра Семенова и Дмитрия Охотникова в ходе гонки тестирует новые агрегаты в трансмиссии. Также в соревновании участвуют два наших грузовика, на которые также проверяют настройки машин. Для нас этот выезд — подготовка к «Шелковому пути 2024». Необходимо оценить свои силы и силы соперников – звезд мирового автоспорта «КАМАЗ-мастер» и «МАЗ-СПОРТавто».
В Национальном зачете заводская команда Ульяновского автомобильного завода показала хороший результат и Вадим Новиков проехал пролог без поломок, уложившись в 21 минуту 10 секунд, финишировав 13-м в «абсолюте» и первым в зачете N.
Вечером прошел выбор стартовых позиций как в Чемпионате России, так и в Кубке России по ралли-рейдам. И открывать субботний спецучасток по итогам жеребьевки будет пилот команды URAL MOTORSPORT Юрий Найман.
После всех грузовиков на старт отправятся и пилоты Кубка России, и тут первым поедет экипаж Никиты Мазепина. Спортсменов ожидают 2 спецучастка, почти 200 километров по степям и пескам, и справится с непростыми трехмерными дорогами, запутанной навигацией будет непросто. Кому же улыбнется фортуна, узнаем совсем скоро!
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
«Золото Кагана – 2024»: гонка за гранью возможностей