На автодроме Яс-Марина на Гран- при в Абу- Даби развернулся по-настоящему драматичный финал суперсезона «Формулы-1» 2024 года.
До последних метров дистанции гонки Ferrari надеялась завоевать заветный Кубок конструкторов. Но для этого нужно было, чтобы Ландо Норрис не пересек линию финиша первым. Руководитель McLaren Зак Браун потом вспоминал, что был на грани сердечного приступа.
«Это были худшие два часа в моей жизни, точно вам говорю. Ландо блестяще провел гонку! Жаль, что у Оскара на старте были неприятности, но команда действовала безупречно. В том числе отлично проводила пит-стопы. И, по-моему, я был единственным, кто все эти два часа был на грани сердечного приступа, — сказал Зак. – Ландо сегодня нас по-настоящему порадовал, не допустил ни единой ошибки, хотя по ходу Гран-при мы опасались, что на трассу мог выехать автомобиль безопасности, а я вообще волновался по любому поводу, но Ландо все сделал идеально и довел дело до победы. Теперь, после победы в Кубке конструкторов, надо выиграть еще и титул. Решать эту задачу я доверю в 2025 году Оскару и Ландо, пусть сами разбираются. Но Ландо сделает все, чтобы стать чемпионом. И учитывая, в какой он сейчас форме, я бы не стал в этом сомневаться. Наш Андреа Стелла – невероятно эффективный лидер команды. Он увлекает всех своим примером, вдохновляет людей, отлично разбирается в технике и всех подгоняет, стараясь, чтобы люди выкладывались по максимуму. Все это принесло сегодня нам успех».
В итоге Ландо выиграл эту гонку, а пилоты Ferrari финишировали на подиуме. И команда McLaren в девятый раз в своей истории завоевала Кубок конструкторов. Весь уик-энд Ландо и Оскар доминировали. Завоевали два первых места в квалификации. В тоже время Ferrari не везло. Шарль заменили элементы силовой установки, и он получил штраф +10 позиций на старте. Ко всему прочему ему не удалось хорошо провести квалификацию, и он стартовал с далекой 19-й позиции.
Казалось, что все складывается против Ferrari. Но после старта гонки у поклонников итальянской команды появилась надежда. После того, как Ферстаппен врезался в Пиастри в первом же повороте. Оба развернулись, но Максу повезло больше. Он тут же вернулся на трассу и включился в борьбу. А вот Пиастри пришлось догонять пелетон и пытаться вернуться в игру. Австралиец был явно раздосадован таким развитием событий и врезался в Williams Франко Колапинто. Аргентинец получил прокол, а Оскар, как и Макс, получил штраф +10 секунд. Но роли особой в распределении мест в борьбе за Кубок конструкторов это не играло. Ландо уверенно лидировал и довел гонку до победы.Чуть позже Ферстаппен вспоминал свой казус в первом повороте: «Я хорошо стартовал и постарался захватить внутреннюю траекторию, но быстро осознал, как только пошел на обгон, что разрыв сокращается. Когда ты стартуешь первым или вторым, то никогда не смотришь назад. Так что когда я пошел в атаку, то потом осознал, что Оскар, наверное, не видит меня. Я попытался избежать столкновения, но, мы коснулись друг друга. Я уже принес Оскару извинения. Ты не хочешь, чтобы такое происходило, а особенно с ним. Он отличный парень. Но такое произошло, просто не повезло».
«Для меня гонка сложилась довольно неважно, но сегодня мы завоевали Кубок конструкторов, и это самое главное. Все, чего команда достигла в этом году – общая заслуга всех, кто работает в McLaren. Я всеми очень горжусь, — в свою очередь заявил Оскар Пиастри. – Очень радует, как мы отработали в этом году, и хотя перед нами стояла сложная задача, сегодня мы довели дело до конца. Если говорить об инциденте с Максом Ферстаппеном в начале гонки, то он получил штраф, а сразу после финиша подошел и извинился. В следующем году мы с ним продолжим борьбу, но тот эпизод осложнил мне гонку. Но повторюсь, мы все-таки выполнили нашу главную задачу, и сейчас важно именно это».
Больше всего выгоды от стартовой суматохи первого круга и столкновения Макса и Оскара получил Шарль Леклер, который быстро пробился в призовую десятку. А затем уверенно вышел на третье место. «Я знал, что должен агрессивно действовать на первом круге. Я максимально рисковал, чтобы отыграть как можно больше мест и занять хорошую позицию в гонке. К сожалению, я стартовал слишком далеко позади, чтобы рассчитывать на большее. Думаю, мы сделали максимум. Больно, когда плотная борьба заканчивается так, — прокомментировал свое выступление Леклер. – В пятницу мы получили штраф за замену двигателя, но все равно максимально выложились, и были близки к цели. Но сейчас я думаю о всех прошлых сезонах, которые мы провели вместе с Карлосом. У нас были потрясающие отношения, мы подталкивали друг друга вперед. Я действительно надеялся, что мы завершим эти четыре совместных года Кубком конструкторов. Меня накрыло разочарование, и оно будет со мной следующие четыре-пять дней. Затем мы отдохнем и начнем думать о следующем сезоне».
Карлос Сайнс финишировал вторым и ничего не мог поделать со скоростью впереди идущего McLaren Норриса. Британец постепенно отдалялся от испанца, создавая комфортный отрыв. У Карлоса просто не было шансов в обычном режиме догнать и обойти Ландо. Оставалось уповать на выезд машины безопасности или неполадки (прокол) на машине Норриса. Но никаких факторов, способных повлиять на исход гонки не было. Все решилось здесь и сейчас. На трассе в открытой борьбе. «Конечно, я испытываю смешанные эмоции после финиша на второй позиции. Думаю, это был наш максимум на сегодня, принимая во внимание темп Ландо Норриса и McLaren. Я полностью выложился, особенно на первом отрезке. Казалось, что мы можем побороться с ними, но после перехода на шины Hard Ландо поехал на десятую или две десятых на круге быстрее, как это и было на протяжении всего уик-энда. McLaren оказались несколько недосягаемы для нас, — подчеркнул Карлос. – В первую очередь я поздравляю McLaren. Они заслужили титул. Они очень стабильно выступали в последних двух третях сезона – невероятное выступление. Что касается нас, то я думаю, что мы можем гордиться приложенными усилиями и тем, как провели чемпионат. Год получился сложным, но мы можем им гордиться. Разумеется, круг возвращения в боксы был эмоциональным для меня, когда мы с инженером общались по радио. Но в то же время я очень благодарен, что был частью этой потрясающей команды на протяжении четырех лет. Я выиграл свои первые гонки и поулы, я доказал себе и всем, что могу бороться за победы и подиумы, если в моем распоряжении подходящая машина. Моя цель на следующий сезон – вместе с Williams вернуться на позиции, на которых мы должны быть».
Победитель гонки Ландо Норрис был краток: «Эмоции совершенно невероятные! Но я рад не столько за себя, сколько за всю нашу команду – она в этом году работала просто великолепно, особенно если вспомнить, на каком уровне мы были в начале сезона. Я очень всеми горжусь, мы завершили чемпионат идеальным результатом, и я просто всех поздравляю и благодарю команду, всех болельщиков McLaren и вообще всех, кто нас поддерживал в этом году! После 26-летнего перерыва мы выиграли Кубок конструкторов, и это особенное достижение. Вместе с Заком Брауном мы решили сегодня отпраздновать на полную катушку! Я в полном восторге, и этот исторический для команды момент мы должны отметить по-настоящему. Сегодня вечером будет весело! Моя цель на следующий год – стать чемпионом мира. Кубок конструкторов мы уже выиграли – теперь надо завоевать и титул. В этом году я совершал ошибки, но сделал выводы, а также многому научился у Макса и других моих соперников. И сейчас я не просто счастлив – я очень хочу многого добиться в 2025 году».
Эмоций в этот вечер было действительно много. С «Формулой-1» попрощались (возможно, временно) Валттери Боттас (Sauber), Кевин Магнуссен (Haas), Гуаньюй Чжоу (Sauber), Серхио Перес (Red Bull)… С командой Ferrari расстался Карлос Сайнс, с Haas – Нико Хюлькенберг, с Mercedes – Льюис Хэмильтон…
«Сложная гонка, но я получил удовольствие. На первых кругах мне пришлось выжидать, поскольку на шинах Hard было сложно добиться прогресса. Но было весело прорываться наверх через пелетон на шинах Medium. Просто потрясающе финишировать четвертым после старта с шестнадцатой позиции, — сказал Льюис Хэмильтон. – Я очень доволен тем, как прошел вечер, и как машина отлично управлялась. Определенно хороший способ завершить наше сотрудничество! После клетчатого флага я сосредоточился на том, чтобы принять происходящее, поскольку это был мой последний раз в кокпите Mercedes. Я хотел запомнить эмоции и насладиться моментом. Я сидел и вспоминал обо всем, чего мы достигли вместе, все наши подъемы и спады, наш успех. Я не могу передать, насколько сильно буду скучать по команде. Я работал с ними каждый день последние 12 лет, и между нами столько любви. Она никуда не исчезнет независимо от того, что в следующем году мы будем бороться друг против друга на трассе».
Разбор полетов оставим для следующего обзора. А сейчас поздравим McLaren с заслуженным Кубком конструкторов!
Послесезонные тесты пройдут тесты в Абу-Даби (Яс-Марина) 10 декабря. Непременно посмотрите!
«Формула-1». Результаты спринтерской гонки Гран-при Абу-Даби-2024
№ | Старт | Пилот | Страна | Команда | Время/отставание | Питы |
1 | 1 | Ландо Норрис | Великобритания | McLaren | 1:26:33.291 | 1 |
2 | 3 | Карлос Сайнс | Испания | Ferrari | +5.832 | 1 |
3 | 19*** | Шарль Леклер | Монако | Ferrari | +31.928 | 1 |
4 | 16 | Льюис Хэмильтон | Великобритания | Mercedes | +36.483 | 1 |
5 | 6 | Джордж Расселл | Великобритания | Mercedes | +37.538 | 1 |
6 | 4 | Макс Ферстаппен | Нидерланды | Red Bull | +49.847 | 1 |
7 | 5 | Пьер Гасли | Франция | Alpine | +1:12.560 | 1 |
8 | 7* | Нико Хюлькенберг | Германия | Haas | +1:15.554 | 1 |
9 | 8 | Фернандо Алонсо | Испания | Aston Martin | +1:22.373 | 2 |
10 | 2 | Оскар Пиастри | Австралия | McLaren | +1:23.821 | 2 |
11 | 18** | Алекс Элбон | Тайланд | Williams | +1 круг | 1 |
12 | 11 | Юки Цунода | Япония | RB | +1 круг | 1 |
13 | 15 | Гуаньюй Чжоу | Китай | Sauber | +1 круг | 2 |
14**** | 13 | Лэнс Стролл | Канада | Aston Martin | +1 круг | 2 |
15 | 17 | Джек Дуэн | Австралия | Alpine | +1 круг | 1 |
16 | 14 | Кевин Магнуссен | Дания | Haas | +1 круг | 4 |
17 | 12 | Лиам Лоусон | Новая Зеландия | RB | Сход | 3 |
— | 9 | Валттери Боттас | Финляндия | Sauber | Авария / подвеска | |
— | 20** | Франко Колапинто | Аргентина | Williams | Силовая установка | |
— | 10 | Серхио Перес | Мексика | Red Bull | Разворот | |
Лучший круг: Кевин Магнуссен (Haas) – 1:25.637 (58-й круг, 222.002 км/ч) | ||||||
* — Штраф +3 места за обгон 2-х соперников на выезде с пит-лайн в квалификации; ** — Штраф +5 мест за замену элементов коробки передач; *** — Штраф +10 мест за замену элементов силовой установки; **** — Штраф +5 секунд за нарушение границ трассы. |
«Формула-1». Итоговый зачет
Место | Пилот | Очки |
1 | Макс Ферстаппен | 437 |
2 | Ландо Норрис | 374 |
3 | Шарль Леклер | 356 |
4 | Оскар Пиастри | 292 |
5 | Карлос Сайнс | 290 |
6 | Джордж Расселл | 245 |
7 | Льюис Хэмильтон | 223 |
8 | Серхио Перес | 152 |
9 | Фернандо Алонсо | 70 |
10 | Пьер Гасли | 42 |
11 | Нико Хюлькенберг | 41 |
12 | Юки Цунода | 30 |
13 | Лэнс Стролл | 24 |
14 | Эстебан Окон | 23 |
15 | Кевин Магнуссен | 16 |
16 | Алекс Элбон | 12 |
17 | Даниэль Риккардо | 12 |
18 | Оливер Берман | 7 |
19 | Франко Колапинто | 5 |
20 | Гуаньюй Чжоу | 4 |
21 | Лиам Лоусон | 4 |
«Формула-1». Кубок конструкторов
Место | Команда | Очки |
1 | McLaren | 666 |
2 | Ferrari | 652 |
3 | Red Bull | 589 |
4 | Mercedes | 468 |
5 | Aston Martin | 94 |
6 | Alpine | 65 |
7 | Haas | 58 |
8 | RB | 46 |
9 | Williams | 17 |
10 | Sauber | 4 |
Материал подготовил Николай Ковалевский
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
FIA хочет лишить комитеты по этике и аудиту Формулы-1 некоторых полномочий