Последние годы автомобилей, передвигающихся по белорусским дорогам на российской регистрации, стало довольно много. Зачастую это дорогие автомобили. Невольно многие белорусы задаются вопросом- к нам на работу ездит такое большое количество россиян, или езда белорусов на автомобилях с российскими номерами- новый тренд? Есть ли особенность и чем чревата езда в Беларуси на российской регистрации? С этим вопросом мы решили обратиться к заместителю начальника УГАИ УВД Минской области Виктору Ротченкову и получили следующий ответ:
«Да, действительно, в Беларуси появилось много автомобилей, которые передвигаются по нашим дорогам, но имеют российскую регистрацию. В большинстве своем за рулем этих автомобилей сидят белорусские граждане, купившие у восточных соседей транспортные средства по доверенности. И этому есть объяснение: такие автомобили приобретены по заниженной стоимости и часто имеют криминальное прошлое. Так, за 2018 год по результатам проверок было изъято более 40 автомобилей по Минской области у белорусских граждан и доставлены в ОВД для дальнейших проверок. Как правило у таких автомобилей либо изменен номер кузова, либо подделаны документы. Обычно наши граждане покупаются на более низкую цену в России и обещания продавцов позже снять авто с регистрации. Но обещания часто не выполняются, ибо и не собирались выполняться. У части автомобилистов есть мнение, что при движении на таких автомобилях можно не бояться камер фотофиксации, им не нужно проходить техосмотр в Беларуси, так как у ГАИ нет базы данных, а случае ДТП невозможно установить владельца автомобиля и отправить квитанцию для оплаты штрафа за нарушение ПДД. Хочу разочаровать этих людей- сегодня у нас есть стационарные посты, размещенные в разных областях Беларуси, а также на вооружении появились мобильные устройства, позволяющие считывать по номерным знакам даже российской регистрации нарушителей скоростного режима. В этом случае поступает сигнал сотрудникам, и они принимают меры об остановке нарушителя и применении к нему мер взыскания. Мы не можем выписывать штраф в автоматическом режиме, как это происходит с автомобилями на белорусских номерах, но при остановке нарушителя и получении данных о нарушении в предыдущий период, сотрудники на месте принимают решение и выписывают постановление на оплату штрафа.
По поводу экономии при неоплате техосмотра… Тут она мнимая, так как автомобили на не белорусской регистрации обязаны иметь страховку, которая стоит для них дороже, чем для автомобилей на белорусской регистрации. Эта разница в оплате за страховку практически съедает выигрыш от уклонения от техосмотра. Поэтому я бы посоветовал лучше не использовать покупку по доверенности, так как в итоге можно остаться и без денег, и без автомобиля. Это не выгодно и порядочному продавцу, ведь в случае ДТП в Беларуси и не установлении виновника, именно владелец несет ответственность за последствия. У нас были случаи, когда даже с автомобилями на белорусской регистрации, но проданными по доверенности, виновник ДТП сбегал с места происшествия, а всю ответственность нес владелец автомобиля. А если ДТП со смертельных исходом, то обычно страховая компания обращает свой иск на владельца автомобиля и суммы там такие значительные, что превосходят стоимость автомобиля иногда.
Чтобы не портить себе нервы, лучше потратить немного времени и снять с учета автомобиль, а потом его продавать, иначе можно ждать «сюрпризов». Ведь и все штрафы по фотофиксации тоже будет получать владелец транспортного средства. Доказывать, что за рулем находился другой человек очень сложно. Еще один вариант развития проблемы с приобретенным автомобилем и не снятым с учета в России: собственник-россиянин умер. В этом случае договор купли- продажи фактически становится недействительным, и приобретатель может потерять и машину, и деньги. Или еще вариант: собственник набрал кредитов и все его имущество, включая автомобиль, описываются. Или он разводится и идет дележка имущества…Ситуаций может быть много. Так как машины нет в наличии, то объявляется в розыск. И снова проблема у пользователя автомобилем. И еще одна составляющая, которая носит исключительно моральный подтекст- приобретая дорогой автомобиль за полцены, задайтесь вопросом- почему такая стоимость? Тут объяснения, что просто срочно нужны деньги, не должны приниматься в учет. Это скорее, автомобиль с кримининальным прошлым, где или подделаны документы или перебит номер кузова. Постарайтесь поставить себя на место человека, у которого угнали автомобиль… Вряд ли нужно описывать эмоции и чувства, которые он испытал. Не будет ли мучать совесть приобретателя, ведь самому не хочется оказаться в подобной ситуации? Поэтому лучше снять с учета в России сразу, где машину сразу проверят и на угон, и на залог и пр… Зато у нового владельца будет правильный ПТС, с которым он может поставить а/м на учет в Беларуси и не иметь проблем в дальнейшем.
Но 100% гарантии покупка автомобиля в России несет в себе риски, ведь в ГИБДД нет данных, если машина в лизинге. А уже случаи были, когда лизинговую машину продавали, а потом лизинговая компания начинала ее розыск… И такие машины в Беларуси были. Были случаи даже появления машин из Казахстана, где машины явно дороже! Нужно просто включить мозг и не поддаваться на соблазн купить машину за полцены. Есть еще проблема двойников, которые попадают к нам из России, но и эта проблема сейчас нами уже решается. Обычно это автомобили ввезенные автомобили из – за границы и нерастаможенные. На них и подделывают документы. Ведь все возвращается, а сколько веревочке не виться… Нужны ли такие проблемы? Каждый решает сам.
Шевченко Анатолий