Президент Беларуси поставил ряд вопросов, которые касаются обеспечения транзита грузов и помощи предприятиям в условиях ограничений со стороны Запада и переориентации на восточное направление. Также он спросил о ситуации с платежами и пополнением бюджета по линии работы таможенных органов и об обеспечении безопасности.
Владимир Орловский рассказал, что Белорусская таможня стала более мобильной и более доступной для отечественного бизнеса. Сегодня на белорусской границе функционирует только пять автодорожных пунктов пропуска из 26: по два на польском и литовском направлениях и один — на латвийском. Да и в оставшихся пунктах пропуска таможенники стран ЕС умышленно сдерживают грузопотоки. По словам Владимира Орловского, закрытие пунктов пропуска и умышленное препятствие сопредельными странами движению белорусских грузов, конечно, поменяло ситуацию на таможне.
«Мы в связи с этим меняем свои технологии и подходы. Самое главное — максимальная поддержка наших предприятий, помогаем менять логистику на Восток. Логистика стала более сложная, многоступенчатая. Мы перестраиваем свои технологии, чтобы мы могли оформлять грузы из любого таможенного пункта, где есть свободный таможенник. Эти технологии мы применяем постоянно. Причем, если есть необходимость оформления в ночное время, у нас есть круглосуточные пункты, которые оформляют любой груз. Таможня стала более мобильной и более доступной для нашего бизнеса», — подчеркнул председатель ГТК.
Во время общения с журналистами Владимир Орловский отметил, что в этом году грузопоток на восточном направлении увеличился в четыре раза. Исходя из этой тенденции, таможенники перестроили свою работу и теперь обеспечивают оперативное оформление грузов из любой точки. Также Орловский сообщил, что Белорусская таможня продолжает работать в основных пунктах пропуска на украинском направлении.
«На украинском направлении из основных пунктов пропуска таможня не уходила. Мы остались на рабочих местах и производим удаленное таможенное оформление грузов, которые находятся внутри страны (в первую очередь в Минском регионе, Витебском, Могилевском). То есть наши сотрудники — Гомельской таможни, Брестской — производят удаленное оформление грузов из пунктов пропуска. Когда нужно будет, мы будем готовы возобновить в полном объеме таможенное оформление уже на границе».
Что касается контрабанды, председатель Государственного таможенного комитета рассказал о том, что белорусские таможенники в этом году выявили 50 единиц огнестрельного оружия и частей к нему на западных границах страны.
«Наша основная задача на западной границе — не допустить в страну ввоза опасных веществ и товаров. Мы выявляем довольно серьезные объемы ввоза в нашу страну как оружия, так и боеприпасов, патронов, наркотиков, валюты, которая может быть использована в террористической деятельности. Так, за восемь месяцев текущего года таможенными органами выявлено около 50 штук огнестрельного оружия и частей к огнестрельному оружию, порядка трех тысяч патронов, пуль, составляющих боеприпасов, порядка 2,5 тысяч единиц холодного оружия».
Сотрудниками таможни на западном направлении также выявляется большое количество наркотических веществ. Председатель ГТК напомнил, что в июле белорусскими таможенными органами изъята крупнейшая в истории суверенной Беларуси партия наркотиков и психотропов — свыше одной тонны. Они шли транзитом через Беларусь в Российскую Федерацию, некая часть должна была осесть в Беларуси, однако канал поставки был пресечен. Всего же в этом году на западной границе было выявлено 1,3 т наркотиков.
Ранее белорусские таможенники плотно взаимодействовали с европейскими коллегами для пресечения противоправной деятельности на границе. Такое партнерство было выгодно обеим сторонам. Однако, как заметил Владимир Орловский, из-за политического заказа со стороны руководства стран Евросоюза диалог с коллегами из сопредельных государств прекратился.
«Никаких других причин — ни экономических, ни человеческих — просто нет, — заявил он. — Всегда на границе был контакт — и у пограничников, и у таможенников — с коллегами из сопредельных стран. Сейчас, к сожалению, такого контакта нет. Остается, может быть, небольшой контакт на уровне старших смен непосредственно в пунктах пропуска. Диалога на уровне руководства нет».
«Конечно, мы работаем и по восточному направлению с учетом серьезной переориентацией грузопотока. Здесь мы работаем мобильным группами».