15 июня в центре экологического туризма “Станьково” вновь был слышен звук моторов. Здесь проходила юбилейная, десятая по счету, выставка ретро мотоциклов “Кола Часу”.
На выставку приехали любители мототранспортных средств из всех регионов Республики Беларусь, а еще их коллеги из России и Латвии. Зрители, пришедшие на праздник, увидели более ста байков, произведенных в советский период, среди которых были и модели белорусского производства, а также мотоциклы зарубежного происхождения.
Третий год подряд участником мотофестов является Александр Заяц. Каждый раз минчанин привозит на данное мероприятие что-то новенькое из своей коллекции. Но, к сожалению, на этот раз в силу ряда причин он не успел подготовить очередную новинку. Ею должен был стать мотоцикл “Урал” М-62 1963 года выпуска.
“Я практически подготовил мотоцикл, но кое-что не успел сделать. Срок проведения данного мероприятия оказался раньше, чем я планировал ”, – рассказал Александр Заяц и уточнил: “На следующей выставке я его обязательно покажу”.
Что касается “Кола Часу-2024”, то мотолюбитель привез сюда уже известные по предыдущим показам две модели – советский тяжелый мотоцикл с боковым прицепом ИМЗ “М72М”, выпущенный Ирбитским мотоциклетным заводом в 1956 году, за которым мотореставратор специально ездил в город Ржев, а также более “молодой” 57-летний “Урал” М-63.
Житель Боровлян Сергей Демицкий с детства увлекался мототехникой. Повзрослев, он начал собирать чешские Jawa. Сейчас в его коллекции несколько таких экземпляров. В свободное от основной работы время Сергей сам занимается реставрацией.
“Я от начала до конца реставрации все делаю сам. Для восстановления разных агрегатов, полировки, покраски и прочих работ не привлекаю других людей”, – пояснил Сергей Демицкий.
На встрече в Станьково мотолюбитель представил один из последних своих проектов – мотоцикл Jawa 350/360 1974 г.в., переделанный в версию Road King. Такие двухколесные машины в СССР не поставлялись, а отправлялись на продажу в Канаду.
Базовый экземпляр попал к нынешнему владельцу совершенно случайно. Около десяти лет назад бывший хозяин мотоцикла предложил Сергею его купить. А затем появилась идея сделать из покупки что-то необычное, а именно – переделать ее в канадскую модификацию. Такие “чехи” эксплуатировались в Северной Америке в 70-е годы прошлого века.
Большинство узлов и агрегатов для сборки использованы оригинальные от “канадца” – 19-дюймовые колеса, передние и задние крылья, удлиненный маятник и пр. Они были приобретены с помощью знакомого, ныне проживающего за океаном, в обмен на детали от советского Ижа. Кое-что реставратор доработал сам в соответствии с заводской комплектацией и покрасил мототехнику в ее реальные цвета.
Полтора года назад “железный друг” был полностью собран. Однако во время первого выезда возникли некоторые проблемы, которые мотолюбитель постепенно устранил. И только теперь состоялась премьера.
В 2016 году Владимир Чижов из Вилейки впервые стал участником “Кола Часу”. Тогда у него был всего один мотоцикл. Прошло восемь лет и сейчас в его коллекции насчитывается более ста единиц различной мототехники, выпущенной в разных странах и в разное время. Владимир даже хотел создать свой музей, но пока с этой идеей пришлось повременить.
На выставке мотоколлекционер показал два экспоната своей будущей музейной экспозиции. Первый – это милицейский мотоцикл Урал 8-903.10 1987 г.в., многие годы стоявший на вооружении госавтоинспекции. Два таких экземпляра получили местные правоохранительные органы во время строительства Вилейского водохранилища. Один из них, уже списанный, впоследствии выкупил инспектор, работавший на нем. А восемь лет назад его приобрел Владимир Чижов. Несмотря на возраст мототехника сохранилась в неплохом техническом и комплектном состоянии, но все же с ней пришлось провести ряд профилактических работ и обновить краску. Были докуплены мигалки, рация и звуковой сигнальный прибор “ревун”. При списании мототранспортного средства такое спецоборудование сдавалось.
Следующим средством передвижения, представленным на выставке, стал 66-летний “Ковровец” К-58. Точную историю его приобретения владелец мотораритета уже не помнит. Было это около семи лет назад. Мототранспорт сохранился в хорошем состоянии и в родной комплектации, включая шины. Остались даже наклейки и переводки того времени, а также заводская оригинальная окраска, что особенно ценится Владимиром. “Для меня более интересно иметь мотоциклы в заводской окраске, чем их красить”, – уточнил он.
Таких моделей в коллекции Владимира Чижова около пятидесяти штук.
Презентация мотокупе
Пожалуй, одним из главных событий выставки стала презентация 3-местного самодельного трехколесного мотоцикла, получившего название мотокупе “Jawa – Минск 500”, изготовленного в 70-е годы прошлого века в Минске. Разработчиком конструкции стал студент первого набора Белорусского театрально-художественного института по направлению художественное конструирование в машиностроении, а впоследствии –профессиональный дизайнер – Александр Длотовский. Это был его дипломный проект.
Основой послужил его личный чешский мотоцикл Jawa 250. К нему прикрепили “люльку”, а затем уже на этой конструкции был установлен уникальной кузов. Материалами для него послужили манера, стекловолокно и эпоксидная смола. Справой стороны находится дверь, а с левой – открывающаяся боковая форточка. Ветровое стекло взято от “Запорожца”. Руль расположен посередине.
Компоновка как у мотоцикла с коляской. Однако дополнительно добавлены редуктор для обеспечения заднего хода, привод на второе колесо, усилена рама специальными доработками, появились поворотники и стеклоочистители и др.
Эту модель Александр Георгиевич продал своему хорошему знакомому и мототехника эксплуатировалась до 2002 года. После смерти хозяина она несколько лет простояла в гараже. Нынешние владельцы нашли ее по объявлению, которое было опубликовано в интернете, а затем приобрели это мототранспортное средство. Все узлы и агрегаты были сильно изношены. Чтобы привести мотораритет в надлежащее состояние, потребовалось провести большой объем восстановительных работ. Решение основных проблем по “оживлению” взял на себя реставратор Алексей Крезо. Ему помогали еще 16 человек, в том числе и участники нынешнего “Кола Часу”.
Во время презентации состоялся запуск двигателя объемом 500 см³, который представляет собой два соединенных вместе мотора от Jawa-250.
Всего Александр Длотовский вместе с другом изготовил два экземпляра “мотокупе”. В работе им помогали специалисты некоторых минских промышленных предприятий. Судьба второго мототранспортного средства неизвестна.
P.S. Организаторы для своих гостей подготовили большую культурно-развлекательную программу. Мотолюбители приняли участие в любительское соревнование на старых мотоциклах «Formula A76».
Мероприятие в Станьково стало настоящим семейным праздником для белорусов и гостей нашей страны.
Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото А.Нестера