Заканчивается 2024 год. Он был отмечен рядом юбилеев, связанных с историей отечественного автомобилестроения. Так, одним из знаковых событий этого года стало празднование 80-летия Минского автозавода. На торжества приезжали многочисленные гости. Среди них впервые белорусскую столицу посетители руководители Солнечногорского “Музея ретро автомобилей “ВБВ”.
Специально для показа ретро автотехники россияне привезли два автомобиля из своей коллекции – силовую машину военного комплекса АКДС-30, созданную на автошасси МАЗ-200Ш1, и самосвал МАЗ-5549. Есть в экспозиции музея и другие уникальные модели. Одной из них является 4-колесная, 4-местная мотоколяска “Кинешма”.
История мотоколяски
В истории советского, а потом и постсоветского автопрома было много интересных проектов, которые по различным причинам не удалось реализовать. А при определенных обстоятельствах они могли бы стать весьма прибыльными. Одним из них является создание мотоколяски “Кинешма”.
Изготовителем данной модели стал завод “Автоагрегат”, расположенный в городе Кинешма Ивановской области. Отсюда и название мототехники. Данное предприятие много лет выпускало различные запчасти для мотоколяски С3Д производства Серпуховского автомобильного завода, а также поставляло на Московский автозавод “АЗЛК” различные детали и агрегаты для его автотехники. Однако со временем серпуховчане перешли на выпуск другой продукции. Свои проблемы возникли и у Московского автозавода. Поэтому было принято решение о разработке конструкции и выпуске собственного мототранспортного средства, ориентированного на наименее обеспеченных потребителей и инвалидов, живущих в сельской местности с плохими дорогами или вовсе без них.
Для реализации задуманного проекта были специально приглашены конструкторы с Запорожского автозавода. Возглавил небольшой коллектив Александр Цевелев. Первые опытные образцы мотоколясок появились в 1996-м. На них установили конструктивные элементы от С3Д, автомобиля “Москвич-2141” и грузовых мотороллеров. Большинство компонентов были “переразмерены”, что придавало им повышенную надежность и ресурс.
Кузов квадроцикла с мотоциклетной регистрацией для водительской категории “А”, а именно так сертифицировали модель, оказался простым и технологичным. Он представлял собой трубчатый каркас, плоские панели и съемную мягкую крышу. Отсутствовали штампованные детали, поэтому не требовалось дорогостоящее оборудование.
Ведущая ось и двигатель располагались сзади. В качестве мотора использовались 16 типов “движков” российского и зарубежного производства.
В 1999-м появилась модификация “кросс”, отличавшаяся от базовых отсутствием дверей, ветрового стекла и крыши и представляла собой багги.
Порядка 50 экземпляров мототехники производители под маркой Ardilla (“Белочка”) продали в Испании. Всего до закрытия проекта в 2003-м было изготовлено около 350 стандартных и 50 открытых единиц данной техники.До наших дней сохранилось немного таких мотоколясок. Одна из них демонстрировалась на выставке “Будущее принадлежит Мечтателям”, проходившей в конце ноября прошлого года в северной российской столице. Сейчас она находится в коллекции санкт-петербургского “Velguts retro garage”.
“Кинешма” в Солнечногорске
Несколько лет назад для пополнения своей музейной коллекции у частного владельца в Саратовской области солнечногорцы приобрели мотоколяску “Кинешма”, выпущенную в 2003-м году. Согласно сохранившимся на нее документам она представляет собой модификацию “кросс”. На данном экземпляре установлен бензиновый 13-сильный мотор от американского культиватора и 4-ступенчатая механическая коробка передач от мотоцикла “Урал”. Мототехника развивает скорость до 55 км/ч.
“Прежний владелец ездил на своей машине мало, поэтому она сохранилась в хорошем состоянии”, – отметила директор ЧУ “Музей ретро автомобилей “ВБВ” Наталья Горбунова.
P.s. Интересный факт
Большой дорожный просвет, отсутствие свесов и очень малый радиус поворота позволяет 2,7-метровой модели легко спускаться с откосов и уступов, преодолевать рельсы, лестницы, колеи и небольшие бревна. Малая собственная масса, наличие наружных рукояток облегчают эвакуацию мотоколяски силами экипажа. Просторные колесные ниши исключают заклинивание колес налипшей грязью.
Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото ЧУ “Музей ретро автомобилей “ВБВ” и присланные Данилой Хаиновым
Автор выражает благодарность за оказанную помощь и предоставленные материалы Даниле Хаинову и директору ЧУ “Музей ретро автомобилей “ВБВ” Наталье Горбуновой.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
ЗИЛ-157 – “рабочая лошадка” Александра Климовича и автотехника для отдыха