Мотоколяска “Кинешма” – уникальный экспонат музея “ВБВ”

Мотоколяска “Кинешма”

Заканчивается 2024 год. Он был отмечен рядом юбилеев, связанных с историей отечественного автомобилестроения. Так, одним из знаковых событий этого года стало празднование 80-летия Минского автозавода. На торжества приезжали многочисленные гости. Среди них впервые белорусскую столицу посетители руководители Солнечногорского “Музея ретро автомобилей “ВБВ”.

Мотоколяска “Кинешма” _1
Руководители музея «ВБВ» в Минске

Специально для показа ретро автотехники россияне привезли два автомобиля из своей коллекции – силовую машину военного комплекса АКДС-30, созданную на автошасси МАЗ-200Ш1, и самосвал МАЗ-5549. Есть в экспозиции музея и другие уникальные модели. Одной из них является 4-колесная, 4-местная мотоколяска “Кинешма”.

Мотоколяска “Кинешма” _2
Кабина мотоколяски

История мотоколяски 

В истории советского, а потом и постсоветского автопрома было много интересных проектов, которые по различным причинам не удалось реализовать. А при определенных обстоятельствах они могли бы стать весьма прибыльными. Одним из них является создание мотоколяски “Кинешма”.

Мотоколяска “Кинешма” _4
Мотоколяска «Кинешма» на выставке в Санкт-Петербурге

Мотоколяска “Кинешма” _5

Изготовителем данной модели стал завод “Автоагрегат”, расположенный в городе Кинешма Ивановской области. Отсюда и название мототехники. Данное предприятие много лет выпускало различные запчасти для мотоколяски С3Д производства Серпуховского автомобильного завода, а также поставляло на Московский автозавод “АЗЛК” различные детали и агрегаты для его автотехники. Однако со временем серпуховчане перешли на выпуск другой продукции. Свои проблемы возникли и у Московского автозавода. Поэтому было принято решение о разработке конструкции и выпуске собственного мототранспортного средства, ориентированного на наименее обеспеченных потребителей и инвалидов, живущих в сельской местности с плохими дорогами или вовсе без них.

Для реализации задуманного проекта были специально приглашены конструкторы с Запорожского автозавода. Возглавил небольшой коллектив Александр Цевелев. Первые опытные образцы мотоколясок появились в 1996-м. На них установили конструктивные элементы от С3Д, автомобиля “Москвич-2141” и грузовых мотороллеров. Большинство компонентов были “переразмерены”, что придавало им повышенную надежность и ресурс.

Кузов квадроцикла с мотоциклетной регистрацией для водительской категории “А”, а именно так сертифицировали модель, оказался простым и технологичным. Он представлял собой трубчатый каркас, плоские панели и съемную мягкую крышу. Отсутствовали штампованные детали, поэтому не требовалось дорогостоящее оборудование.

Ведущая ось и двигатель располагались сзади. В качестве мотора использовались 16 типов “движков” российского и зарубежного производства.

В 1999-м появилась модификация “кросс”, отличавшаяся от базовых отсутствием дверей, ветрового стекла и крыши и представляла собой багги.

Порядка 50 экземпляров мототехники производители под маркой Ardilla (“Белочка”) продали в Испании. Всего до закрытия проекта в 2003-м было изготовлено около 350 стандартных и 50 открытых единиц данной техники.До наших дней сохранилось немного таких мотоколясок. Одна из них демонстрировалась на выставке “Будущее принадлежит Мечтателям”, проходившей в конце ноября прошлого года в северной российской столице.  Сейчас она находится в коллекции санкт-петербургского “Velguts retro garage”.

Мотоколяска “Кинешма” _6
Мотоколяска «Кинешма-кросс»

 “Кинешма” в Солнечногорске

Несколько лет назад для пополнения своей музейной коллекции у частного владельца в Саратовской области солнечногорцы приобрели мотоколяску “Кинешма”, выпущенную в 2003-м году. Согласно сохранившимся на нее документам она представляет собой модификацию “кросс”. На данном экземпляре установлен бензиновый 13-сильный мотор от американского культиватора и 4-ступенчатая механическая коробка передач от  мотоцикла “Урал”. Мототехника развивает скорость до 55 км/ч.

“Прежний владелец ездил на своей машине мало, поэтому она сохранилась в хорошем состоянии”, – отметила директор ЧУ “Музей ретро автомобилей  “ВБВ” Наталья Горбунова.

Мотоколяска “Кинешма” _7
Мотоколяска «Кинешма» в экспозиции музея ВБВ

P.s. Интересный факт

Большой дорожный просвет, отсутствие свесов и очень малый радиус поворота позволяет 2,7-метровой модели легко спускаться с откосов и уступов, преодолевать рельсы, лестницы, колеи и небольшие бревна. Малая собственная масса, наличие наружных рукояток облегчают эвакуацию мотоколяски силами экипажа. Просторные колесные ниши исключают заклинивание колес налипшей грязью.

Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото ЧУ “Музей ретро автомобилей  “ВБВ” и присланные Данилой Хаиновым

Автор выражает благодарность за оказанную помощь и предоставленные материалы Даниле Хаинову и директору ЧУ “Музей ретро автомобилей  “ВБВ” Наталье Горбуновой.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
ЗИЛ-157 – “рабочая лошадка” Александра Климовича и автотехника для отдыха


Интересное

Black Badge Spectre — самый мощный Rolls-Royce

За ДТП с родственниками возбуждать уголовные дела будут только по заявлению

Hyundai Mobis разрабатывает подвижную звуковую систему

Ford вводит ограничение для покупателей Mustang GTD

В двух автомобильных газовых баллонах таможенники обнаружили наркотики

Литовские таможенники усилили контроль за транзитными грузовиками