Бывший победитель Indy 500 и чемпион Формулы-1 отправился на Капитолийский холм, чтобы послать Liberty Media четкий сигнал: он недоволен.
Будучи давней иконой гонок, послом автоспорта, бизнесменом и вообще крутым парнем, Марио Андретти привык произносить речи и разговаривать с толпой. Однако сегодня все было немного по-другому: бывший победитель Инди 500 и чемпион Формулы 1 отправился на Капитолийский холм, чтобы начать вести борьбу против Liberty Media, которая еще в январе 2024 года отклонила заявку Андретти на вступление в Формулу-1.
Вместе с членом палаты представителей Джоном Джеймсом (республиканец от штата Мичиган) и другими политиками из Мичигана и Индианы Андретти рассказал, как владелец Формулы 1, компания Liberty Media, на протяжении последнего десятилетия активно развивала этот вид спорта в США, но при этом дверь для новой американской команды оказалась закрытой. Он упомянул, что Формула-1 теперь проводит три гонки в Штатах и как Red Bull даже провела демонстрационный заезд на Пенсильвания-авеню в Вашингтоне в минувшие выходные, давая более чем ясно понять, что компании и ее дочерним компаниям нужны американские фанаты.
«Я здесь, чтобы укрепить нашу решимость быть в Формуле 1. Мы сделали все, что от нас просили, и теперь пришло время принять решение», — сказал Андретти в прямой трансляции члена палаты представителей Джона Джеймса в Facebook с Капитолийского холма.
Марио Андретти заручился поддержкой Джона Джеймсона (республиканец от Мичигана) и членом палаты представителей Викторией Спарц (республиканец от штата Индиана). 1 мая 2024 года в Вашингтоне, округ Колумбия, они приняли участие в пресс-конференции. Джеймс входит в двухпартийную группу законодателей, ссылающихся на Антимонопольный закон Шермана 1890 года и подвергающих сомнению Liberty Media по поводу исключения Андретти из чемпионата мира. Более того, 12 членов этой группы направили письмо в Liberty Media Грегу Маффеи (американский бизнесмен., который является президентом и главным исполнительным директором Liberty Media, а также председателем Live Nation Entertainment ) с требованием ответов.
Хотя Формула-1 отказала Андретти в участии в 2025 или 2026 году, решение по 2028 году еще не принято. Известно, что самое большое возражение было связано с отсутствием конкурентоспособного поставщика двигателей. Считается, что этой проблемы не будет через четыре года, когда собственный силовой агрегат GM для Формулы-1 будет готов и Андретти сможет получить к нему доступ.
«Мы готовы ко всему, что необходимо. Дайте нам зеленый свет и позвольте нам делать свое дело», — добавил Андретти. «Наша команда Andretti Global участвует во всех основных гоночных дисциплинах мира, осталась Формула-1. И мы хотим быть частью этого».
Участники пресс-конференции также сослались на другие иски Liberty Media, касающиеся монополистического поведения, в частности, продолжающееся дело с участием одной из ее дочерних компаний, Live Nation. Билетного гиганта обвиняют в незаконном контроле цен на билеты, вместимости площадок и нарушении антимонопольного законодательства.
«Формула 1, в частности, стала кульминацией моей карьеры, когда я с гордостью представлял США — я выиграл как минимум одну гонку на пяти континентах, и самым большим моментом для меня было то, что я поднялся на высшую ступеньку под американский национальный гимн», — сказал Андретти. «Мы хотим снова стать частью Формулы-1, и, что касается американцев, я был последним американцем, выигравшим гонку Формулы-1 в 1978 году, а мой сын Майкл был последним американским подиумом на Гран-при Италии в 1993 году.
«Мы хотим возобновить это. Формула-1 стала настолько известной в США благодаря трем соревнованиям, и мы хотим быть ее частью. На нашей стороне есть фантастические партнеры, которые, очевидно, необходимы для осуществления нашей мечты – и, опять же, у нас есть все доступные инструменты. Все, что нам нужно, это доступ».
На момент написания Liberty Media и Формула-1 не ответили на письмо законодателей. Тем временем Andretti Global опубликовала следующее заявление:
«Мы благодарны двухпартийным членам Конгресса за их поддержку в борьбе с этим антиконкурентным поведением. Мы по-прежнему стремимся привести в Формулу-1 первую заводскую команду и силовой агрегат США, а также предоставить американским болельщикам домашнюю команду, за которую они будут болеть. Мы надеемся, что эта проблема будет быстро решена, и Andretti Cadillac сможет занять свое законно утвержденное место на стартовой решетке в 2026 году. Наша работа продолжается в том же темпе».