12 июня Европейский Союз пригрозил обложить импорт китайских электромобилей дополнительными пошлинами до 38 процентов со следующего месяца после анти-субсидиарного расследования. Этот шаг может спровоцировать торговую войну.
Брюссель спровоцировал гнев Китая, начав в прошлом году расследование в попытке защитить европейских производителей. За несколько часов до объявления Пекин предупредил, что такой шаг «нанесет ущерб собственным интересам Европы». В ЕС также существуют разногласия: Германия, крупный торговый партнер Китая, утверждает, что пошлины нанесут ущерб немецким компаниям.
Европейская комиссия теперь распорядилась о временном повышении тарифов для китайских производителей: 17,4 процента для крупнейшего рынка BYD, 20 процентов для Geely и 38,1 процента для SAIC. В комиссии заявили, что сумма зависит от уровня государственных субсидий, получаемых компаниями.
Все остальные производители электромобилей в Китае, которые сотрудничали с расследованием комиссии, но не были включены в выборку, столкнутся со средней пошлиной в размере 21 процента. Остальные производители BEV, не сотрудничавшие со следствием, будут облагаться пошлиной в размере 38,1%. Это будет сверх нынешней ставки в 10 процентов для всех электромобилей, производимых в Китае.
Чтобы остановить введение дополнительных пошлин, Пекин и Брюссель должны решить проблему субсидий.
«Комиссия пришла к предварительному выводу, что цепочка создания стоимости аккумуляторных электромобилей (BEV) в Китае получает выгоду от несправедливого субсидирования, что создает угрозу экономического ущерба для производителей BEV в ЕС», — говорится в заявлении комиссии.
«Если переговоры с китайскими властями не приведут к эффективному решению, эти временные компенсационные пошлины будут введены», — добавили в ведомстве.
Пошлины будут применяться предварительно с 4 июля, а затем окончательно с ноября, если квалифицированное большинство государств ЕС (15 стран, представляющих не менее 65 процентов населения блока) не проголосует против этого шага. Перед объявлением Китай предупредил, что пошлины будут равносильны «протекционизму».
«Это противоречит принципам рыночной экономики и правилам международной торговли, подрывает экономическое и торговое сотрудничество Китая и ЕС, а также стабильность глобального производства автомобилей и цепочки поставок», — заявил официальный представитель министерства иностранных дел Линь Цзянь. «Китай примет все необходимые меры для надежной защиты своих законных прав и интересов», — сказал он.
Напомним, Брюссель начал расследование в прошлом году. Евросоюзу не нравится, то, что автопромышленность Китая активно субсидируется китайским правительством, из-за чего цены на автомобили получаются ниже автомобилей, произведенных европейскими автопроизводителями. Европейские автомобили не в состоянии конкурировать с таким ценообразованием. Чиновники заявили, что хотят затормозить то, что, по их словам, является недобросовестной практикой, подрывающей деятельность европейских автопроизводителей. Пошлины ЕС, хотя и высокие, но ниже, чем 100-процентная ставка США, введенная в прошлом месяце для китайских электромобилей. Не все 27 стран-членов ЕС приветствуют решение комиссии. Германия, Венгрия и Швеция уже выразили сомнения по поводу расследования и призывов к повышению пошлин.
«Карательные пошлины Европейской комиссии ударили по немецким компаниям и их основным продуктам», — написал на X министр транспорта Германии Фолькер Виссинг. «Автомобили должны стать дешевле за счет усиления конкуренции, открытия рынков и значительного улучшения условий ведения бизнеса в ЕС, а не за счет торговой войны и изоляции рынка».
Китай является важным рынком для немецких автопроизводителей, а Венгрия, которую месяц назад посетил президент Китая Си Цзиньпин, расчищает землю для завода BYD, который будет построен в следующем году. Geely владеет Volvo, шведским производителем автомобилей. Китайская торговая палата с ЕС (CCCEU) предупредила, что объявленные ставки «станут серьезным рыночным барьером», и раскритиковала расследование, «политически мотивированное и протекционистское». В CCCEU заявили, что в расследовании отсутствуют «существенные и обоснованные жалобы со стороны отечественной промышленности», поскольку оно было начато комиссией без жалоб со стороны производителей.
Китай является крупнейшим в мире экспортером автомобилей, а Европа является для него важнейшим рынком. По данным американского Института международной экономики Петерсона, импорт электромобилей в ЕС из Китая резко вырос с примерно 57 000 в 2020 году до примерно 437 000 в 2023 году. В преддверии шага ЕС немецкий Кильский институт мировой экономики заявил в своем отчете, что 20-процентный тариф будет означать, что в ЕС будет поступать на 125 000 меньше китайских электромобилей на сумму почти 4 миллиарда долларов, — сообщает france24.
***
ACEA (Европейская ассоциация автопроизводителей) между тем опубликовала информационный бюллетень, в котором рассматриваются торговые потоки транспортных средств между ЕС и Китаем, включая рынок аккумуляторных электромобилей.
Так, в 2023 году из Китая в ЕС было импортировано 438 034 электромобиля на аккумуляторной батарее на общую сумму 9,7 млрд евро.
В 2023 году из ЕС в Китай было экспортировано 11 499 электромобилей на аккумуляторной батарее на общую сумму 852,3 миллиона евро.
Доля рынка автомобилей, произведенных в Китае, в продажах аккумуляторных электромобилей в ЕС выросла с примерно 3% до более 20% за последние три года. Китайские бренды занимают около 8% этой доли рынка.