Некогда доминирующий автомобильный сектор Германии переживает самый тяжелый кризис за последние десятилетия: аналитики и торговые группы предупреждают, что в ближайшие годы может исчезнуть до 200 000 рабочих мест, поскольку автопроизводители страны сталкиваются с падением спроса, высокими производственными издержками и болезненным переходом на электромобили.
Сокращения рабочих мест уже происходят по всей цепочке поставок: от производителей двигателей внутреннего сгорания до поставщиков высокотехнологичных компонентов. Недавнее исследование показало, что с 2019 года Германия потеряла почти 245 000 рабочих мест в обрабатывающей промышленности, причём самый резкий спад наблюдался в автомобильном секторе.
Основная проблема — скорость перехода на электромобили. Немецкие автопроизводители инвестируют в них миллиарды евро, но эти шаги приводят к масштабным увольнениям в производстве двигателей внутреннего сгорания. Некогда процветающие поставщики деталей для двигателей внутреннего сгорания теперь сталкиваются с сокращением заказов, поскольку электромобилям требуется меньше подвижных частей и больше программного обеспечения.
Эта проблема актуальна не только для Германии. Аналогичные волны увольнений меняют мировую отрасль. Даже автопроизводители, активно инвестирующие в электрическую инфраструктуру, сокращают штат, чтобы сохранить прибыльность, в то время как аналогичная реструктуризация происходит по всей автомобильной базе Японии.
Положение Германии особенно нестабильно из-за её глубокой зависимости от экспорта автомобилей. Продажи в США и Китай, два крупнейших рынка, упали, а высокие внутренние цены на энергоносители и замедление мирового спроса подрывают традиционную конкурентоспособность сектора.
Ни одно звено немецкой цепочки поставок не застраховано от этого. Одно из крупнейших сокращений в рамках одной компании происходит в Bosch, которая объявила о сокращении 13 000 рабочих мест в рамках реструктуризации, проводимой крупнейшим в мире поставщиком автокомпонентов для адаптации к электрификации . ZF Friedrichshafen и Continental объявили об аналогичных сокращениях, ссылаясь на автоматизацию, давление со стороны издержек и замедление темпов выполнения заказов от крупных производителей оригинального оборудования (OEM).
Для небольших производителей комплектующих будущее выглядит ещё более неопределённым. У многих из них нет ресурсов для перехода на производство компонентов или программного обеспечения для электромобилей, что порождает опасения слияний или полного закрытия предприятий по всей промышленной зоне страны.
Ставки огромны. Автомобильная промышленность обеспечивает работой около 800 000 человек в Германии и является основой экономики целых регионов, таких как Баден-Вюртемберг и Нижняя Саксония. Масштабное сокращение рабочих мест (200 000) может затронуть смежные секторы, от логистики и сталелитейной промышленности до исследований и разработок.
Чиновники правительства призывают к ускорению субсидий и программ переподготовки кадров, но критики утверждают, что изменения слишком медленные и разрозненные, чтобы остановить эту тенденцию. Влиятельные профсоюзы Германии требуют гарантий того, что переход страны на электромобили не будет происходить в ущерб средствам к существованию, создаваемым поколениями.
