«Шелковый путь» 2024: Первые монгольские спецучастки

Шестой этап ралли «Шелковый путь»

Первый монгольский скоростной участок стартовал 10 июля  на высоте 2150 метров над уровнем моря и практически каждый финишер этого дня делился с журналистами эмоциями, рассказывая о невероятных видах на горы со снежными пиками. Западная Монголия удивила не только красотой неземных пейзажей, но и непростой трассой. Несмотря на то, что преобладал жесткий грунт, а на каменистые участки пришлось лишь 20% покрытия, на финише спецучастка гонщики и райдеры жаловались на большое количество камней, которые необходимо объезжать. Шины менять приходилось многим.

Международное ралли «Шелковый путь» перевалило за экватор по количеству пройденных дней и пройденных километров: позади 2738 километров из 5243. Второй этап в Монголии в окрестностях аймака Ховд был круговой, и это дало возможность отдохнуть механикам, но заставило потрудиться пилотов. Протяженность шестого скоростного участка – более 400 километров. На маршруте были и грунтовые быстрые дороги, полные пыли и щебня, и горные тропы, и высокие дюны.

10 июля в Монголии началась праздничная неделя и монгольский народ празднует Надом – праздник, традиционно проводимый в середине лета. Надом или «Три мужских игры» – самое популярное зрелище у монголов, которое, как предполагается, веками существовало в Монголии в том или ином виде. Надом берёт начало в таких явлениях, как военные парады а также в воинских умениях — стрельбе из лука, верховой езде и борьбе, демонстрация которых сопутствовала различным праздникам.

Надом проходит в каждом регионе и в разные дни можно посмотреть на все три вида «игры». Сегодня участники Международного ралли «Шелковый путь» наблюдали по дороге со спецучастка на бивуак скачки. Древнее состязание имеет много общего с ралли-марафоном – присутствует место парковки лошадей и команд (бивуак), есть большой ресторан, зона просмотра, специальная «техническая» комиссия для скакунов, где определяют возраст и назначают дистанцию в зависимости от возраста лошади. Монгольские скачки, имеющие место на Надоме — это длительные забеги на дистанцию от 15 до 30 км. Согласитесь, очень похоже на раллийное состязание!

Грузовики: ТОП-3 разделяют четыре минуты

В зачёте грузовиков на шестом этапе первенствовал Эдуард Николаев из «КАМАЗ-мастер». Он почти на три минуты опередил партнёра по команде Дмитрия Сотникова и чуть более пяти «привёз» лидеру «МАЗ-СПОРТавто» Сергею Вязовичу. В итоге борьба в категории Т5 обострилась до предела: три лидирующих экипажа разделяют менее четырёх минут!

Первую строчку промежуточной классификации по-прежнему удерживает Сотников, три минуты ему проигрывает Вязович, а Николаев уступает Дмитрию 3 минуты и 49 секунд. На четвёртой позиции генеральной классификации идёт Виталий Мурылёв из «МАЗ-СПОРТавто», а пятую и шестую строчку удерживают Сергей Куприянов на газодизельном грузовике КАМАЗ и Богдан Каримов. Последнему на дистанции вновь пришлось менять амортизаторы, однако при помощи товарищей по «КАМАЗ-мастер» экипаж продолжает борьбу.

Седьмое место в зачёте занимает Алексей Вишневский, опережающий пилотов Ural Motorsport Алексея Попова и Юрия Наймана, а десятку сильнейших замыкает Владимир Моисеев из GAZ Raid Sport.

Результаты 6 этапа в зачете грузовиков:
1 Эдуард Николаев («КАМАЗ-мастер») — 4ч08:41.
2 Дмитрий Сотников («КАМАЗ-мастер») +2:35.
3 Сергей Вязович («МАЗ-СПОРТавто») +5:10.
4 Сергей Куприянов («КАМАЗ-мастер») +21:10.
5 Виталий Мурылёв («МАЗ-СПОРТавто») +39:48.
6 Юрий Найман (Ural Motorsport) +45:24.
7 Андрей Каргинов («КАМАЗ-мастер») +50:13.
8 Богдан Каримов («КАМАЗ-мастер») +54:57.

Прототипы: Рудской быстрее всех

Действующий победитель ралли «Шелковый путь» в абсолютном зачёте Андрей Рудской вновь одержал победу на этапе в классификации Т1. Экипаж «НГ-Энерго» при этом на 40 минут опередил лидера общего зачёта Алексея Игнатова из GAZ Raid Sport, который не раз останавливался для изменения давления в шинах.

Впрочем, для Игнатова главным соперником остаётся партнёр по команде Александр Семёнов — он на кольцевом этапе уступил Алексею полтора часа и в общей сложности проигрывает два часа. Рудской же после полученной на четвёртом этапе пенализации отстаёт на 15 часов.

Мотовездеходы: Нифонтова сокращает отставание

В зачёте мотовездеходов на шестом этапе не было равных Анастасии Нифонтовой, второе время показал Роман Русинов, уступивший ровно минуту, а третьим стал лидер общего зачёта Андрей Новиков из G-Force Motorsport.

Этот успех позволил Нифонтовой сократить отставание от Новикова до пяти минут и усилить прессинг на своего соперника в борьбе за победу. Третью позицию по-прежнему удерживает Роман Русинов, на четвёртой строчке идёт Дмитрий Черкесов, а позади него расположился Сергей Карякин.

Серийные внедорожники: Митяев выпал из тройки лидеров

Андрей Сушенцов завоевал ещё одну победу в зачёте серийных внедорожников Т2 и существенно упрочил своё преимущество в общем зачёте. Дело в том, что один из его главных соперников Михаил Митяев из LADA Sport ROSNEFT Raid после неудачного спуска с дюны столкнулся с техническими проблемами и завершал спецучасток по асфальтовой дороге — экипажу засчитано отставание в десять часов. А у Антона Мельникова из команды «Подмосковье» заклинило двигатель, и экипаж досрочно закончил гонку.

Теперь главным преследователем Сушенцова стал экипаж братьев Мердана и Шохрата Тойлыевых, которые победили на ралли «Шелковый путь» в 2022 году. Сейчас, однако, они уступают лидеру более двух с половиной часов. На третью строчку поднялся ещё один экипаж Федерации автомобильного спорта Туркменистана — под управлением Максатмырата Данатарова.

Open: новый триумф Иванова

Увеличил отрыв в общем зачёте и экипаж Константина Иванова из рейдовой команды «Подмосковье», оформивший ещё одну победу на этапе 14-го издания ралли «Шелковый путь». Главный соперник Иванова — Дмитрий Воронов из LADA Sport ROSNEFT Raid — отстал на два часа. Разрыв таким образом резко вырос почти до трёх часов. Третью строчку в зачёте Open по-прежнему удерживает Сергей Шалыгин.

Мотоциклы: 40 секунд между лидерами

В зачёте мотоциклов победу на родной земле одержал Мурун Пуревдорж, опередивший Алексея Наумова на десять с небольшим минут. Этот успех позволил райдеру из Монголии выйти вперёд в общем зачёте, однако разрыв между Пуревдоржем и Наумовым минимален — 40 секунд. Борьба за победу в этом классе обостряется до предела.

Среди участников G-Moto Challenge, которые не только едут на этапах, но и после выполняют роль механиков для самих себя, быстрейшим стал Олег Павленко — он почти на 50 минут опередил своего главного преследователя Ивана Ли. Ли теперь уступает Павленко почти полтора часа и при этом сам опережает на час с четвертью идущего третьим Антона Круглова.

Квадроциклы: Логинов отрывается

В зачёте квадроциклов сильнейшим стал лидер промежуточной классификации Данил Логинов из команды Lion Racing Team. Теперь преимущество Логинова над представителем AR Team Азатом Шаймухаметовым достигло 57 минут. Третьим по-прежнему идёт китайский спортсмен Хе Жоу из China QJ-moto panda team.

Гранд тур в древнейшем городе Монголии

Для участников Гранд тура седьмой этап ралли «Шелковый путь» также стал самым длинным по ходу гонки — предстояло проехать 150 километров спецучастка. Все экипажи уверенно справились с дистанцией, а небольшие разрывы между лидерами и их преследователями стали подтверждением возросшей уверенности пилотов и их штурманов, а также высокой конкуренции в зачёте Гранд тур. После финиша экипажам предстояло разгадать несколько квестов в Ховде: участники должны были найти региональные символы древнего города, рассказывающие о быте и истории живущих здесь веками народов.

Каждый из символов представлял собой монументальный памятник. Среди них — гигантские сапоги-гуталы, национальная обувь народа захчинов, а также памятник в честь морин хуура, двухструнного смычкового инструмента, популярного у многих народов и по сей день. Затем участники Гранд тура побывали у памятника арбузу, который в Ховде является одной из наиболее популярных агрокультур, а также у монумента в честь кувшина Домбо. Не все экипажи успешно завершили квесты, тем не менее каждый из участников познакомился с одним из древнейших городов Монголии и его самобытной и неповторимой культурой.

«Шелковый путь» 6 этап

Цитаты

Эдуард Николаев («КАМАЗ-мастер»): «Классная борьба, захватывающая гонка! Благодарю организаторов, особенно, Сергея Таланцева за прекрасный маршрут. С первого дня наслаждаюсь. Есть и борьба, пейзажи, камни очень сложные, сегодня были дюны непростые. Очень круто, я доволен».

Сергей Вязович («МАЗ-СПОРТавто»): «Самый длинный этап за весь «Шелковый путь» пока. Мы ехали первыми, хорошие быстрые ровные дороги. Много пыли, в которой к нам трудно подойти, и задача была в том, чтобы выехать из дюн первыми. Но мы ошиблись, нас объехал Дмитрий Сотников, но мы к концу дюн смогли его обогнать. Проехали в своём темпе, понимали, что нужно беречь машину. Для нас — хороший день».

Дмитрий Сотников: «В такой пыли на максимальной скорости очень тяжело вести борьбу. Всю вторую половину спецучастка мы ехали за Вязовичем, пытались подъехать, но это было сделать крайне сложно. Мы делали всё, что могли, приехали все очень близко. Сейчас идёт тактическая борьба, посмотрим, удастся ли нам отыграть больше времени».

Сергей Куприянов («КАМАЗ-мастер»): «Сегодня мы очень хорошо проехали спецучасток, практически нигде не стояли. Только возле Богдана остановились, отдали ему амортизатор. Дорожки очень быстрые. Были первые дюны — интересно, они такие рельефные, достаточно высокие, тесные».

Виталий Мурылёв («МАЗ-СПОРТавто»): «Для нашего экипажа это первый раз мы встретили такие дюны. Сказать, что удивились, это ничего не сказать. И навигация была очень непростая: было много быстрых дорог и уходов, и в то же время каменистых дорог, и дюн. В целом всё хорошо. Пробили два колеса, но сами наскочили на камни. Долгое время ехали на подкачке, потом вышли на скоростную дорогу и решили поменять, чтобы не повредить автомобиль при разрушении колеса».

Алексей Попов (Ural Motorsport): «Этап прошёл в целом неплохо, но не без поломок. До «песочницы» ехали очень неплохо, даже догнали Юрия Наймана, но потом у нас отказала пневмосистема, выключились все блокировки, и мы сели в песках. Закопались, откопались, починились, поехали. Увидели, что кулер слетел с креплений, и уже на зоне нейтрализации поняли, что дальше нужно ехать очень аккуратно, оттормаживаясь на всех ямах».

Андрей Рудской («НГ-Энерго»): «Мы умудрились проехать пески на высоком давлении и перегретом двигателе. Ехали там не слишком быстро, всё прошли, все точки взяли. Я не помню, когда в последний раз ездил быстро так подолгу. Я боялся, как бы не было превышения скорости, поэтому старался держать где-то 163—167 км/ч. Была одна замена колеса, минуты три потеряли. Один раз мы чуть не перевернулись, перепрыгивая дюнку, но ничего страшного. У нас отличный автомобиль, подготовленный специально для песков, мы чувствуем себя там очень уверенно».

Алексей Игнатов (GAZ Raid Sport): «На фоне других участников мы лучше понимаем свой темп, понимаем, куда нужно стремиться, с кем соревноваться и так далее. В песках было очень интересно, много работы. И очень красиво. Нам пришлось останавливаться и стравливать давление в колёсах, а потом подкачивать снова на выходе, это заняло 5—6 минут. Но лучше потратить время на эту операцию, чем 15 минут копать».

Анастасия Нифонтова: «Этап прошёл так себе. У нас опять была та же проблема с топливом. Мы поняли, что, видимо, у нас плавающая проблема с топливным насосом. Мы каким-то чудом проехали пески, и потом насоса не хватило. Каким-то чудом доехали. В основном сегодня были ходовые прямики, понравились пески, понравился финальный отрезок».

Роман Русинов: «Очень интересный спецучасток, ходовой. Опять не обошлось без замены заднего колеса — пробили. Был медленный прокол, сначала начал греться ремень вариатора, поэтому пришлось скинуть темп, потому что мощности у нас было избыточно, а вот вариатор грелся. Я чувствал, что машина ведёт себя странно. Остановились после дозаправки, поменяли колесо. Потом нас обогнали несколько машин, из-за чего мы ехали в пыли. А так очень интересный и живописный спецучасток. Это были первые пески в моей жизни, но если бы не мой штурман — Дмитрий Павлов, мы бы там и остались».

Андрей Сушенцов (S&A Racing): «Этап очень понравился, разнообразный, достаточно тяжёлый. Мы сначала хорошо ехали, но в песках не угадали с давлением и залетели туда со слишком высоким. Соответственно, в первой же канавке «присели» и копали полчаса. Теперь находимся в роли догоняющих».

Мурун Пуревдорж (Team Mongolia): «Ощущения хорошие. Это был самый длинный участок, непростой, трудный. Также были большие дюны — очень впечатляет, я, если честно, не видел никогда таких в Монголии! Даже не знал, что у нас есть такие. Определённо, после гонки я ещё вернусь сюда. Я старался не получить пенализацию, внимательно следил за спидометром. Проезжали мимо озера — очень красивая природа. Думаю, всем участникам понравятся пейзажи».

Алексей Наумов: «В Монголии есть, где разогнаться, есть сложные участки. Мурун Пуревдорж — очень шустрый, он местный и, видимо, знает здесь все дюны, горы и едет очень быстро. Но у меня есть своя тактика. Отрыв небольшой. Я сегодня допустил небольшую ошибку в пилотировании, чуть-чуть сбился с направления и потерял 4—5 минут. А так в принципе у нас темп одинаковый. Впереди ещё пять дней, я буду наращивать темп и придерживаться своей стратегии. Пески интересные и непростые, не раскатистые, местами зыбкие — мотоцикл засасывает. Я несколько раз попробовал ехать в автомобильной колее, но там пудра и мотоцикл вообще не едет, так что я шёл по курсу. В песках у меня было очень много обгонов».

Олег Павленко (Oleg Pavlenko MMK): «Сегодня трасса была в основном скоростная. Средняя скорость была где-то 100 км/ч. Всё это было разбавлено огромными красивыми дюнами, я таких нигде не встречал. Там было непросто. Дальше опять пошли прямики. В общем, я насладился быстрой ездой. Очень профессионально подготовлена трасса, всё сбалансировано, спасибо организаторам».

Иван Ли: «Я вообще не понимал, где нахожусь. Озеро такое красивое, тут же рядом дюны, всё такое классное. Дюны — это вообще отдельный разговор, я не ожидал, что они будут такие громадные. Там такие спуски, а точку нужно брать в самом низу, пришлось постараться! Очень тяжёлый этап в плане протяжённости, я очень устал. Это только половина, а у меня уже все ресурсы кончились».

Данил Логинов (Lion Racing Team): «Этап прошёл довольно быстро, но я допустил ошибку и пропустил поворот. Пришлось уехать на 30 километров примерно. Очень понравились дюны, огромные песочные горы, никогда в таких не бывал. Получил от них огромное удовольствие. Впервые съезжал с таких отвесных гор».

«Шелковый путь» 6 этап_1232

Что ждет участников Международного ралли «Шелковый путь» завтра, 11 июля?

ЭТАП 7 «ХОВД — АЛТАЙ»
Дистанция общая: 512,44 км
СУ: 385,15 км
Тип покрытия: 65% твердый каменистый грунт, 25% дороги с острыми камнями, 10% открытые дюны. Устойчив после дождей.
Высота над уровнем моря: 1 140 — 2 170 метров

Старт спецучастка совпадает с финишем предыдущего дня на каменистом плато. Далее — 50 километров квеста на навигацию: штурманам предстоит распутывать паутину каменных дорог и преодолевать множество сухих ручьёв. Маршрут продолжается на максимальной скорости вдоль живописного озера и через массив барханных песков Монгол-Элс, с более чем 40 километрами труднопроходимых дюн между горных хребтов, которые можно пройти только в одном направлении. Финальные 15 километров дюн с отвесными обратными склонами, которые становятся невидимыми и опасными. Завершается спецучасток извилистыми степными дорогами через каменный каньон.

Читайте так же