После выезда из Алтая участников ждало сложнейшее испытание скоростными трассами до Баянхонгора вдоль русел рек с белоснежными мраморными скалами.
Этап 9: «Алтай — Баянхонгор»
Общая дистанция: 558,03 км
СУ: 422,69 км
Тип покрытия: 80 % твердый каменистый грунт, 20 % дороги с острыми камнями
Высота над уровнем моря: 1 330—2 400 метров
Караван ралли-марафона «Шелковый путь» продолжает следовать высокогорными маршрутами. На этот раз спортсменов ждал 558-километровый этап через горный перевал с серпантином к руслу реки. Главной особенностью спецучастка стали скоростные трассы, на которых требовалась повышенная бдительность из-за множества поперечных промоин и сложного ландшафта местности. При этом участники должны были сохранить технику, ведь на следующий день все экипажи отправятся на первую часть марафонского этапа.
Грузовики: Сотников увеличивает преимущество
В зачёте грузовиков быстрее всех дистанцию СУ9 преодолел лидер этой категории Дмитрий Сотников, а позади него в классификации этапа расположились ещё три экипажа «КАМАЗ-мастер». Богдан Каримов стал вторым, Эдуард Николаев, экипажу которого на спецучастке пришлось менять потёкший амортизатор, показал третье время, а на четвёртой строчке расположился Андрей Каргинов.
Пятый и шестой результаты на этапе показали пилоты «МАЗ-СПОРТавто» Алексей Вишневский и Сергей Вязович, причём последнему по ходу дистанции пришлось трижды останавливаться и терять время из-за проблем с левым задним колесом. Сначала на нём возник прокол, после этого сорвало обод, а затем из-за спешки и неверной установки запасного колеса не работала система подкачки шин, что привело к третьей подряд остановке.
Таким образом, в общем зачёте Сотников увеличил свой отрыв от Николаева до 12 минут, а в борьбе за третью позицию между Вязовичем и Каримовым разрыв сократился до 17 минут. Пятёрку сильнейших экипажей на грузовиках замыкает Сергей Куприянов на газодизельном КАМАЗе. Следом расположились Алексей Вишневский и лидер Ural Motorsport Юрий Найман, который опережает Андрея Каргинова. На девятой и десятой позициях гонку продолжают Владимир Моисеев и Михаил Шкляев, представляющие GAZ Raid Sport.
К слову, предыдущий 8-этап кольцевой этап «АЛТАЙ — АЛТАЙ» проходил, через скалистые дороги к каменному руслу реки, ведущему к пескам. После сложного подъема их ждут 100 километров дюн в песках Завхана, где покрытие меняет цвет от золотистого до черного. К финишу этапа участники будут двигаться по горным плато и каменистым ущельям сухих рек, а закончат СУ на максимальной скорости по ровным каменистым дорогам. Экипаж Вишневского финишировал 6-м. а экипаж Вязовича 7-м. Экипаж Виталия Мурылёва получил временной штраф за не взятые контрольные точки и не прохождение трассы в отведенную норму времени, но уже через несколько часов экипаж выйдет на старт 9-го этапа и продолжит гонку
Прототипы: Рудской снова победил
Андрей Рудской вновь стал быстрейшим в зачёте внедорожников-прототипов Т1. При этом автомобиль в ливрее «НГ-Энерго» в одном из эпизодов жёстко ударился о промоину и даже несмотря на это достиг финиша с лучшим временем.
Экипажи Александра Семёнова и Алексея Игнатова уступили Рудскому порядка 25 минут и сохраняют первую и вторую позиции этого зачёта. Так, Семёнов почти на восемь часов опережает Игнатова, а тот более пяти часов «везёт» Рудскому.
Мотовездеходы: авария Нифонтовой
В зачёте Т3 главным событием дня стал переворот Анастасии Нифонтовой. Уже в начале спецучастка мотовездеход на высокой скорости влетел в промоину — от удара у него оторвало колесо. Экипаж в результате инцидента не пострадал, однако завершить этап не смог и сошёл с дистанции.
Новым лидером классификации стал Роман Русинов, который назвал прошедший этап самым сложным за всю гонку. На вторую строчку поднялся Дмитрий Черкесов, уступающий 43 минуты, а тройку сильнейших замыкает Андрей Новиков. Победитель девятого этапа Сергей Карякин идёт на четвёртой позиции в промежуточной классификации Т3.
Серийные внедорожники: Сушенцов удерживает лидерство
Экипаж LADA Sport ROSNEFT Raid под управлением Михаила Митяева одержал победу в зачёте серийных внедорожников Т2. Дебютант Международного ралли «Шелковый путь» выиграл восемь минут у Максатмырата Данатарова и почти на десять минут опередил Андрея Сушенцова.
Сушенцов тем не менее продолжает возглавлять общий зачёт, на пять часов опережая экипаж братьев Тойлыевых. Тройку лидеров замыкает Максатмырат Данатаров, а за ним расположились Михаил Митяев и Мейлиз Абдуллаев.
Open: Воронов опережает Шалыгина
В зачёте Open победу на этапе также одержал представитель LADA Sport ROSNEFT Raid Дмитрий Воронов, который более двух часов отыграл у Сергея Шалыгина и опередил его в классификации зачёта. Эту пару в борьбе за победу теперь разделяют 42 минуты, а третью строчку по-прежнему занимает Никита Юрковский.
Мотоциклы: Пуревордж отыграл минуту
Среди мотоциклистов быстрее всех девятый этап проехал Мурун Пуревдорж, который опередил лидера зачёта «кросс кантри 450» Алексея Наумова на минуту с четвертью. Наумов, таким образом, по-прежнему возглавляет классификацию, но его отрыв за два этапа до конца гонки сократился до 29,5 минут.
Тем временем Иван Ли стал быстрейшим в зачёте G-Moto Challenge, представители которого преодолевают дистанцию без помощи механиков и самостоятельно ремонтируют технику после прохождения сложнейших маршрутов. Олег Павленко на спецучастке столкнулся с проблемами со сцеплением, а также вынужден был заклеивать пробитое колесо. Это стоило ему порядка 44 минут, но в общем зачёте его запас перед Ли превышает семь часов.
Квадроциклы: Логинов снова впереди
В зачёте квадроциклов ещё одну победу на свой счёт записал Данил Логинов, который теперь опережает Азата Шаймухаметова на три часа. Тройку лидеров замыкает китайский спортсмен Жоу Хе из команды China QJ-moto panda team.
Гранд тур и добрый молодец
Для участников Гранд тура девятый этап начался с квеста на выезде из города Алтай. Экипажам предстояло найти памятник сайн эру, что означает на монгольском языке «хороший человек». Монумент посвящён героям местных легенд, которые, будучи кочевниками, помогали местным жителям возвращать угнанных лошадей. После этого пилоты и штурманы отправились на спецучасток длиной 74 километра — это были скоростные, но сложные трассы с коварными ямами и неровностями. К сожалению, не всем удалось преодолеть дистанцию без проблем, однако большинство участников прошли спецучасток за час с четвертью, показав очень плотные результаты и мастерство, сравнимое с пилотажем спортивных экипажей.
Цитаты
Дмитрий Сотников («КАМАЗ-мастер»): «Сегодня песков не было, очень быстрая дорога, но не такая, как в предыдущие дни. Было много промоин, провалов вдоль дорог. Очень быстро и жёстко, но коварная трасса. Понимали, что лучше ехать аккуратнее. До нейтрализации ехали за Эдуардом Николаевым, но они остановились сразу после этой зоны, а мы поехали дальше своим ходом. Понимали, что дорога тяжёлая, много скрытых опасностей, поэтому достаточно аккуратно доехали вторую часть».
Богдан Каримов: «Этап сложился для нас хорошо, проехали мы его стабильно. Ехали очень аккуратно, т. к. в начале местами были такие коварные промоины. Потом начались узкие русла с высокими отвесами, грузовику было тяжеловато там проезжать. В конце началась скоростная дорога — много пыли и много холмов. На холмах нужен опыт, мы немножко подсбрасывали скорость, нас накатил Эдуард Николаев, и мы его пропустили. Было видно, что у него более серьёзный темп в этих холмах, не получалось за ним удержаться».
Эдуард Николаев («КАМАЗ-мастер»): «На нейтрализации увидели вытекший амортизатор — задний левый. Чувствовал, что подвеска не та, но не думал, что он вытек. На нейтрализации ремонт запрещён, поэтому сразу после нейтрализации поменяли на запасной. Понимали, что впереди 200 километров. Могли на одном ехать, но для чего? Лучше сохранить технику на марафонский этап. Потеряли на этом 11 с половиной минут. Зато вторую часть я ехал и не думал об амортизаторе, работал с трассой, с машиной, ехал полноценно».
Сергей Вязович («МАЗ-СПОРТавто»): «Сегодня был классный этап, быстрый, почти ровный, но с поперечными грубыми промоинами. Один из этапов, на котором выиграть ничего нельзя, а проиграть можно. И мы как раз проиграли. На 100-м километре пробили колесо — даже не знаю, как это могло получиться. Поменяли, тронулись, проехали с десяток километров и в правом повороте это же колесо — левое заднее — сорвало обод с болтов. Оно просто разбортировалось. У нас диск сборный, колесо одевается и прикручивается ободом. И этот обод слетел. Пришлось второй раз остановиться сразу же. Впопыхах неправильно установили запаску, только тронулись — не работает централизованная накачка шин. Остановились, в третий раз сняли колесо. А затем всё прошло гладко. Обидно, что проехали все каменистые русла и ни разу не прокололись, а теперь на ровной дороге пришлось три раза менять колесо».
Алексей Вишневский («МАЗ-СПОРТавто»): «Спали всего три часа, но, к счастью, справились с задачей. Вчера нам организаторы разрешили на спортивной машине привезти Виталию Мурылёву привезти запчасть, и когда мы возвращались из песков сразу стемнело как будто свет выключили. Но сегодня мы все вышли на старт. У нашего экипажа всё хорошо, без проблем. По навигации и шинам всё в порядке».
Юрий Найман (Ural Motorsport): «Вчера мы, конечно, помучились в песках. Машина перегревалась, приходилось её останавливать, остужать. И ещё была проблема с давлением в турбине. После дюн стало легче. Сегодня после нейтрализации я ехал в удовольствие, всё нравилось. И повороты, и ущелье классное, было место, где порулить».
Андрей Рудской («НГ-Энерго»): «Первая половина была очень жёсткая, не ожидал такого. И на 15-м километре мы поймали жёсткую промоину, и от удара у нас даже треснуло лобовое стекло. Развал «ушёл», но машина у нас крепкая. До этого мы спокойно ехали в колее грузовиков и ничего страшного нам это не приносило, но сегодня в их колее ехать нельзя было — регулярно случались овраги, промоины, которые для наших колёс могут быть фатальными. Потом были быстрые связки, очень хорошие — идёшь 170. Спасибо за такое разнообразие трасс. Я считаю, что этот «Шелковый путь» по разнообразию трасс выделяется. А в конце пошли по накатанному следу грузовиков, по срезочкам, перекатываемся через гору, а там — обрыв. Хорошо, что у нас отвесный нос, и мы всё видим сразу, поэтому успел среагировать, но всё равно немного цепанули. Всё отлично, машина жива, мы живы. Теперь будем готовиться к марафону: нужно поставить всё новое, чтобы проехать спокойно и вообще ничего не щадить».
Александр Семёнов (GAZ Raid Sport): «На 10—17 километрах увидели, что Нифонтова стоит — уже без колёс. Видели, МАЗ стоял — лазили что-то под ним. Спецучасток получился тяжёлый — камней много, очень скоростной, много ям. Прошли спецучасток без остановок, но под конец за десять километров лопнул патрубок турбины».
Сергей Карякин (Snag Racing Team): «Хороший спецучасток, длинный, но очень хитрый. В начале спецучастка мы начали резать по следам КАМАЗа. Видно, что след есть, видно, что перед ним промоина, но она не разрушается. На 15-м километре мы решили больше не резать и это, видимо, нас спасло, потому что кто-то попал в промоину. А в целом машина ехала, мы получали удовольствие. Камнем порвало пыльник привода, поэтому на разгрузках и прыжках пришлось беречь машину, чтобы его не доломать. Так и доехали до финиша».
Дмитрий Черкесов: «Мы сегодня не могли быстро ехать, потому что разгоняешься больше 120 — и начинает ремень греться. Один порвали, второй. В итоге потихонечку всё-таки приехали. В зоне нейтрализации Русинов тоже без двух ремней был. Дорога хорошая, можно быстро ехать, но почему-то ремни не выдерживают. Много сложных мест, в одну из промоин заехали, думали, сход, но выехали».
Роман Русинов: «Я думаю, что это был самый сложный день. Очень сложная трасса, много ловушек. На первых 17 километрах мы дважды попали в большие ямы. Мы пошли по следам КАМАЗа и срезка была не очень. Думал, что мы там и останемся. Погнули заднюю левую тягу и плюс у нас была небольшая проблема с ремнем — перегревался. А вообще машина ехала очень хорошо, но после 17 километров ехали уже спокойно. Очень интересный спецучасток, но и самый сложный — в том числе с точки зрения навигации и ориентирования. Но мы не пробили ни одного колеса, что уже хорошо».
Анастасия Нифонтова: «Была промоина, на ней были следы КАМАЗа, и он, видимо, проехал. А мы маленькие — врезались в стену промоины, оторвали колесо, перевернулись через крышу. Встали обратно на колёса, но повреждения были такие, что что-то чинить в поле было невозможно. Я знала, что это Монголия, что будут промоины, при этом у нас машина не ехала — проблемы были несколько дней подряд. Быстрее 120 км/ч при разрешенных 140 она не едет. Когда это произошло, подумала: «Ну, приехали».
Кирилл Еникеев (штурман Дмитрия Воронова, LADA Sport ROSNEFT Raid): «Длинный этап, очень прямой, очень быстрый, не хватало максимальной скорости — всё ехалось на полном газу. Ехали быстро, стабильно, уверенно. Первая часть трассы была с очень большим количеством ям — многие экипажи там застревали. И мы из-за канавы немного повредили подвеску — стабилизатор оторвали. На таком этапе отыграть много невозможно, но легко можно отломить что-то и встать ремонтироваться. На марафонском этапе главное финишировать, ничего не разломав, и оказаться в Улан-Баторе».
Мурун Пуревдорж (Team Mongolia): «Этап был хороший. Очень сложный, экстремальный, много ям. Тяжело, но всё в порядке. Потерял немного на навигации, но затем смог отыграться. Было трудно на таких дорогах, много прыжков, иногда приходилось сбрасывать, но я привык к такому темпу».
Алексей Наумов: «Этап очень пыльный, нереально экстремальный. Очень много промоин, ям, русел. Быстро нагнали внедорожники, в пыли искал возможность для обгона. Весь этап в напряжении».
Екатерина Жаданова: «В начале этапа — на 10—12-м километре — увидела стоящую машину Насти Нифонтовой. Машина порушена, к счастью, с экипажем всё хорошо. Как-то близко к сердцу я это приняла, ехала в немного размазанных ощущениях. Понимала, что надо держаться строго в дороге. Трек был очень экстремальный из-за промоин, и даже при моей осторожности я несколько раз жёстко прыгала. Середина этапа — бетон с пылью, колесо очень скользило, так что я тоже скинулась. На второй части пошёл песочек, а на песочке я чувствую себя прекрасно. В целом результат нормальный. Перед марафонским этапом нужно по максимуму проверить, поменять масло, посмотреть, что может случиться в течение дня. Главная тактика — не рушить мотоцикл. То есть быть предельно аккуратным. Скорость, конечно, решает, но если ты быстрый и куда-то ушатался, результат будет плохой».
Иван Ли: «Трасса была максимально экстремальной. Много поперечных промоин, камней, выпирающих навстречу, очень много подбоев — у меня весь диск погнут. Приходилось всё время осторожничать. У меня небольшие технические неполадки, поэтому я старался ехать не более 95—100 км/ч. Но в целом интересно, не плутал, все точки взял. Сейчас быстро устраню неполадки и буду готов к марафонскому этапу».
Олег Павленко: «Сегодня в самом начале чуть не угодил в большую канаву, в которую угодила Анастасия Нифонтова. Она сигнализировала мне руками, спасибо ей за это — успел благодаря ей оттормозиться. Помчался дальше, всё было хорошо, но недолго: вдруг обнаружил, что сцепление становилось всё мягче и мягче. И в итоге просто пропало сцепление: не мог переключать передачи. Поехал потихонечку и понял, что на определённных оборотах двигателя можно аккуратно переключать передачи — и вверх, и вниз. Приноровился так ехать и постепенно погнал. Шёл в хорошем темпе и где-то за 50 километров до финиша почувствовал, что задняя часть мотоцикла начинает вилять — а там огромный гвоздь. На обочине колесо разбортировал, заклеил, накачал и помчался. Но чувствую — опять колесо спустило. Я дотронуться до него не мог — настолько нагрелось. А заплатка просто отлетела. Я опять всё разбортовал, заклеил и уже принял решение ехать небыстро, чтобы не греть шину — 60—70 км/ч. Моя задача была просто доехать до финиша. Потому что шина, если бы её спустило, могла просто загореться. Сейчас хочу наладить мотоцикл перед марафонским этапом, взять запчасти, потому что два дня сервиса не будет. Поставлю новую камеру — с заплаткой выезжать на такой этап нельзя».