Почему подержанные электромобили могут стать намного дешевле в 2026 году?
Цены на подержанные электромобили стали падать. Возможно, многие заметили, что, в отличие от года или двух назад, подержанные Tesla и им подобные продаются с большими скидками от их первоначально рекомендованной розничной цены.
В некоторых случаях речь идет о снижении цен на 25% по сравнению с прошлым годом. Массовая амортизация — это хороший подарок для второго или третьего владельца электромобиля, которые могут обзавестись желанным автомобилем, но по меньшей стоимости. Почему это происходит и куда могут пойти цены дальше?
Ситуация гораздо сложнее, чем «люди просто не хотят электромобилей». И хотя амортизация выравнивается, есть одна веская причина, по которой она может стать намного хуже, прежде чем это произойдет.
Что происходит?
Износ транспортного средства не является чем-то новым или неожиданным. И уже давно стало ясно, что электромобили сохраняют свою ценность хуже, чем другие автомобили. Вторичный рынок- это лакмусовая бумажка. Но в последнее время подержанные электромобили теряют в цене с поразительной скоростью.
По данным iSeeCars- крупнейшего автосайта по продаже б/у автомобилей в США в январе 2023 года средний электромобиль возрастом от 1 до 5 лет стоил примерно 48 500 долларов, что на 16 000 долларов больше, чем у бензиновых автомобилей аналогичного возраста. Эта динамика изменилась, когда стоимость использованных электромобилей ушла в свободное падение в течение 2023 и 2024 годов. С начала прошлого года цены на подержанные электромобили упали на 43%, по данным iSeeCars. Для сравнения, показатели для автомобилей с ДВС снизились всего на 4,5%. И то, и другое было поддержано кризисом поставок в эпоху пандемии.
В сентябре средний электромобиль в возрасте от 1 до 5 лет стоил 27 886 долларов, что примерно на 3 000 долларов меньше, чем бензиновый аналог. Седан Tesla Model 3 был одним из худших показателей. Сентябрьское исследование iSeeCars показало, что цены упали на 25% по сравнению с прошлым годом, что является самым высоким показателем среди всех моделей.
Компания Black Book, которая помогает дилерам оценивать запасы, прогнозирует, что трехлетняя амортизация новых электромобилей составит в среднем около 60% к ноябрю. Это значительно выше, чем в среднем по отрасли (42%). Тем не менее, некоторые востребованные модели электромобилей сохраняют ценность лучше, чем другие.
Фактор Теслы
Эксперты говорят, что Tesla в значительной степени ответственна за снижение стоимости. «Самый большой фактор можно выразить в двух словах, и это Илон Маск», — сказал Брауэр.
После того, как в годы пандемии высокий спрос заряжался все больше и больше, Tesla снизила цены на автомобили в течение 2023 года. По мере того, как аппетит ранних пользователей к электромобилям угас, конкуренты приближались, а процентные ставки росли, Tesla пришлось действовать, чтобы не допустить накопления запасов. И она действовала. В 2023 году Маск снизил цены примерно на 25% по всем направлениям — от 17% для Model 3 начального уровня до 35% для высокопроизводительной Model X Plaid, по данным Recurrent, исследовательской фирмы, которая отслеживает рынок подержанных электромобилей.
Тесла
Tesla снизила цены на Model S, Model X, Model Y и Model 3 в течение 2023 года.
На пике популярности в 2022 году популярная модель Tesla Y стоила около 67 000 долларов за вариант Long Range AWD. Сегодня этот кроссовер стоит 48 000 долларов.
Практически в одночасье все Теслы стали стоить меньше. Это не только разозлило клиентов, но и оказало глубокое влияние на весь рынок электромобилей. Поскольку на долю Tesla приходится около половины продаж электромобилей в Америке, снижение цен также снизило сумму, которую дилеры могли бы взимать за аккумуляторные Ford, Kia и Toyota.
Отчасти кризис спроса произошел по вине самой Tesla. Компания не смогла обновить свой модельный ряд в том же ритме, что и конкуренты, что вынудило ее стимулировать продажи за счет снижения цен, сказал Джон Хелвестон, профессор Университета Джорджа Вашингтона, изучающий рынок электромобилей. Важным фактором снижения стоимости явилась активность китайских автопроизводителей, которые составили сильную конкуренцию Tesla. При этом у них очень быстро идет обновление модельного ряда, предлагающее все больше комфорта и других «плюшек» для покупателей.
«Это довольно распространенное знание в автомобилестроении», — сказал Хелвестон. «Приходится постоянно выпускать новые модели. Если вы этого не сделаете, вашим самым большим конкурентом станет подержанная версия вашего собственного автомобиля».
Дело не только в Tesla
Тесла — не единственный виновник. Рост электромобилей замедлился на фоне экономической неопределенности и высоких ставок по займам. Другими словами, люди все еще покупают их, но не такими ускоренными темпами, как когда-то прогнозировала отрасль. Однако теперь подержанные электромобили продаются быстрее, чем подержанные автомобили с ДВС, что говорит о том, что более низкие цены привели спрос в большее соответствие с предложением.
J.D. Power настаивает на том, что существует ряд факторов, которые привели к замедлению роста популярности электромобилей. Однако из-за того, что рост замедлился, компания скорректировала свой прогноз по популярности электромобилей в сторону понижения. Изначально компания прогнозировала, что к концу 2024 года 12% рынка новых автомобилей в США будут составлять электромобили. Теперь она утверждает, что продажи электромобилей составят всего 9%. Тем не менее, прогнозируется, что в 2030 году продажи электромобилей составят 36% от всех продаж, а к 2035 году достигнут 58%.
Наконец, подержанные электромобили находятся между двумя совершенно разными группами покупателей автомобилей, сказал Брауэр. Более состоятельные энтузиасты электромобилей предпочтут купить новые или взять их в аренду, чтобы получить доступ к новейшим технологиям на быстро развивающемся рынке. Покупатели подержанных автомобилей, тем временем, ориентируются на цену и практичность. Они с меньшей вероятностью будут иметь домашнюю зарядку или такое же рвение рискнуть с новой технологией.
Есть ли дно?
Это лучшее время, чтобы приобрести малоиспользуемый электромобиль с большим запасом хода. Для тех, кто был вытеснен на обочину перехода на электромобили из-за отсутствия доступных вариантов, это отличная новость. Но насколько низко упадут цены?
Лиз Найман, директор по анализу рынка в Recurrent, говорит, что темпы обесценивания подержанных электромобилей начинают замедляться. Это также согласуется с наблюдениями iSeeCars. «Черная книга» прогнозирует, что амортизация новых электромобилей будет иметь тенденцию к среднему показателю по отрасли.
«Если вы откладывали покупку электромобиля, потому что беспокоились о колебаниях цен, мы считаем, что сейчас отличное время для покупки», — сказала Найман. Она ожидает, что цены на подержанные электромобили останутся стабильными до 2026 или 2027 года.
Однако примерно в 2026 году на рынок подержанных автомобилей начнет поступать поток электромобилей, находящихся в аренде. Это может все изменить. Электромобили сдаются в аренду по гораздо более высокой ставке, чем автомобили с ДВС, потому что любая арендованная модель имеет право на федеральное поощрение в размере 7500 долларов, в то время как только некоторые покупатели и модели имеют право на покупку автомобиля.
По словам Брауэра, наводнение может еще больше снизить цены. Но низкие цены могут быть не такой уж плохой вещью, если конечной целью является внедрение электромобилей.
«Электромобиль — это что-то, что все еще довольно ново для большинства американцев», — сказал Хелвестон. «Если они увидят подержанный и он чертовски дешевый, это может начать менять мнение некоторых людей».
В свою очередь, падение цен на автомобили Tesla в США, приведет к падению их стоимости и за пределами Америки. Учитывая жесткую конкуренцию со стороны других производителей, которые стараются завоевать свой кусок пирога, вполне возможно, что Маск вынужден будет находить возможности к снижению себестоимости Tesla и еще большему разнообразию модельного ряда.
Для белорусов снижение стоимости на Tesla — хорошая возможность воспользоваться льготами по растаможке и приобрести электромобиль за меньшую цену. Но очень сильная позиция сегодня у гибридных автомобилей, которые позволяют менее настороженно смотреть за расходом энергии. А буелорусы- очень практичный народ.
Александр Ветров