9 августа 2024 года ОАО “МАЗ” – управляющая компания холдинга “БЕЛАВТОМАЗ” – отметит свое 80-летие (1944-2024 гг.). Сейчас на заводе проходят праздничные мероприятия, приуроченные к предстоящему юбилею. Торжественно отмечали автозаводцы и 55-летие родного предприятия. Праздничную программу тогда украсила выставка исторической автотехники МАЗ.
“Зубры” около ДК “Автозаводец”
Основные торжества по случаю 55-летия столичного автозавода проходили спустя несколько дней после официальной даты в заводском Доме культуры. А на открытой площадке возле самого здания расположились два десятка моделей автомобилей и прицепной техники к ним. Открывали экспозицию автоветераны – бортовые грузовики: 13-тонный МАЗ-200 капотной компоновки и бескапотный МАЗ-5335 грузоподъемностью 7 и 8 тонн соответственно.
Остальные представленные модели были на тот момент еще “молодыми”, не подпадающими под определение «олдтаймер» Более того: они находились в производстве!
Вместе с “героями” прошлых десятилетий располагались два самосвала, предназначенные для транспортировки сыпучих материалов. Один из них – двухосный МАЗ-5552, другой – трехосный МАЗ-5516, имевшие объем платформ 6,1 и 10,5 м³ и снаряженную массу 8,6 и 12,3 тонн соответственно.
Рядом с ними уютно разместился “армейский” полноприводник МАЗ-6317 с колесной формулой 6х6. Десятиметровый автомобиль грузоподъемностью 11 т с 27,5 кубовой бортовой платформой под влагонепроницаемым тентом являлся средством доставки личного состава и различных военных грузов. Достойную проходимость ему обеспечивают все ведущие колеса с односкатной ошиновкой, высокий дорожный просвет, большие углы въезда и съезда.
Посетители «автосалона под “открытым небом» также увидели автопоезд для перевозки скоропортящихся продуктов. Он состоял из двухосного 18-тонного тягача МАЗ-54421 и трехосного 34,5-тонного полуприцепа МАЗ-975850 с изотермическим кузовом объемом 80,5 м³ с полом площадью 33,34 м².
Еще одна сцепка в составе трехосного “автоперевозчика” МАЗ-64228 с гидроотбором и прицепным средством к нему двухосным МАЗ-9506 эксплуатировалась на строительных объектах. Грузоподъемность конструкции составляла 24 т.
Достойным представителем на тот момент нового поколения грузовой автотехники стал лесовоз МАЗ-64255 (6х6) снаряженной массой 13 т и нагрузкой на коник 11 кгс. Данный “полноприводник” работал совместно с прицепом-роспуском МАЗ-9008 полной массой до 20,3 т.
В задачу трехосного почти 30-тонного автомобиля-сортиментовоза МАЗ-6303-26 входила перевозка сортиментов. Для этого автотехнику оснастили гидроманипулятором, располагавшимся сзади.
Одной из новинок являлся 10-тонный МАЗ-4307040-20. Он появился незадолго до юбилейного показа. Особенностью модели с кузовом объемом 35 м³ и грузоподъемностью 5 т явилась установка дизельного двигателя ММЗ-Д245,9 производства Минского моторного завода мощностью 136 л.с.
Свою продукцию продемонстрировали тогда два филиала автозавода. Автобусный “АМАЗ” продемонстрировал сочлененный городской 19-метровый автобус МАЗ-105 и междугородний 53-местный лайнер МАЗ-152 «Вазола».
Второй, производитель прицепов “Купава”, экспонировал 800-килограммовые торговые модификации 813210 и 813210-01 габаритными размерами 4800х2000х2500 мм.
P.S. Прошло четверть века с момента проведения автовыставки к 55-летию завода. Большинство ее экспонатов из представленного модельного ряда уже не встретишь на дорогах нашей страны. Их место заняли новые “стальные зубры”.
Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото автора